Как пассажиры самарского метро защищены от террористов

ОКСИОН на страже

Рекомендации
Определен размер субсидий из федерального бюджета-2012 на обеспечение безопасности всех восьми российских метрополитенов. Казанский метрополитен в этом году получит 75 млн руб., нижегородский -164,2 млн, новосибирский - 156,1 млн, самарский - 81,2 млн, екатеринбургский - 68,7, волгоградский - 68,7 млн. Самые масштабные субсидии получат метрополитены Москвы и Санкт-Петербурга - 2 млрд 190,5 млн и 655,4 млн руб. соответственно.

«Работа сотрудников этого подразделения сегодня организована на всех девяти станциях метро, - говорит главный инженер самарского метрополитена Алексей ГУРЬЯНОВ, - а сама служба укомплектована специальными комплексами и техническими средствами». К примеру, в тестовом режиме работает система информирования и оповещения населения ОКСИОН - антивандальная установка, расположенная на платформах и у турникетов. Она снабжена видеокамерами и тревожными кнопками, что позволяет в случае форс-мажора быстро связаться с оперативными службами, а через встроенные динамики оповестить пассажиров об опасности. Камеры, вмонтированные в панель, в режиме on-line фиксируют все происходящее на станции, данные поступают в единый центр. Это позволяет оперативному дежурному видеть, в том числе и тех, кто подходит к установке с соблазном забавы ради понажимать на кнопки. Специалисты предупреждают, если будет доказано, что беспорядочным нажатием кнопок некий шутник или хулиган выполнил ложный вызов оперативных служб, его накажут по всей строгости. Иначе говоря, штраф будет заоблачный. Еще умная система умеет идентифицировать личности преступников, проверять, не числится ли попавший в поле зрения пассажир метро в базе данных розыска МВД, и снимать показания окружающей среды, включая уровень радиации и наличие отравляющих и взрывчатых веществ.

   
   

Метро: школа выживания

Мнение
Николай БУКАЕВ, полковник милиции в отставке, доктор юридических наук:

- Современным этапом терроризма, в том числе при осуществлении атак в метро, стало широкое использование террористов-смертников. За последние 4 года более 80% исполнителей всех совершенных в мире терактов относятся к этой категории. Чтобы усыпить бдительность правоохранительных органов, нередко женщины-смертницы выдают себя за беременных, привлекаются и подростки. Кроме того, могут использоваться люди с различными увечьями. Организаторы теракта полагают, что инвалиды вызывают больше сочувствия и у них выше шансы беспрепятственно проникнуть к месту совершения преступления.

В самарской подземке участилась выборочная проверка пассажиров, усилено патрулирование. При этом, в случае необходимости, проводится бесконтактный досмотр пассажиров, для чего применяются ручные металлоискатели и стационарный детектор, в народе известный как «рамка», который с высокой точностью определяет, в каком именно месте пассажир проносит металл. Инспекторы транспортной безопасности самарской подземки активно применяют инженерно-технические средства, которые позволяют исследовать подозрительный предмет или ручную кладь пассажира с использованием современной цифровой техники. При этом следует отметить, что досмотр пассажиров и багажа производится сотрудниками транспортной безопасности только с участием полицейских. Располагают специалисты и взрывозащитной камерой, в которую при необходимости помещается подозрительный предмет или взрывное устройство для вывоза на полигон и последующего уничтожения.

Инспекторы транспортной безопасности настоятельно рекомендуют держаться подальше от подозрительных предметов. А непосредственно в вагоне метро ездить стоя, поскольку взрывное устройство может быть спрятано под сиденьем. Если же в результате теракта произошел взрыв и поезд остановился в тоннеле, алгоритм действий таков: необходимо открыть дверь вагона, но ни в коем случае не пытаться сразу покинуть его. Это можно сделать только после того, как отключат контактный рельс. О том, что напряжение выключено, и в каком направлении двигаться, должен сообщить машинист. И главное - избегайте прикасаться к металлическим частям вагона. Если тоннель заполнен дымом, закройте рот и нос тканью и постарайтесь лечь на пол вагона. Это поможет вам не задохнуться. Если позволяют обстоятельства, дождитесь спасателей.

Смотрите также: