Это решение впоследствии это позволит снести исторический памятник и возвести на этом месте новое здание. Таким образом, власти планируют избежать лишних расходов в сложные, кризисные времена.
В свою очередь, в пресс-службе областного правительства официально заявили, что до 2018 г. деньги на восстановление памятника, действительно, не предусмотрены, однако изучаются возможности корректировки сметной стоимости проекта реставрации. О том, что происходит с памятником на самом деле и, главное, нужно ли снова его спасать «АиФ-Самаре» рассказал Роман Коржов, директор Средневолжского филиала государственного центра современного искусства (ГЦСИ).
Вердикт: годен
- Ирина Опарина, АиФ-Самара: Кто отвечает за восстановление Фабрики-кухни? Какие ведомства разрабатывают и окончательно утверждают проект реставрации здания?
- Роман Коржов: В настоящее время здание и земля под ним находятся в федеральной собственности. Фабрика-кухня передана ГЦСИ в оперативное управление, а земля - в постоянное бессрочное пользование. Проект реставрации и приспособления здания готов, уже скоро как год, его разработали на деньги федерального Мнистерства культуры, и окончательно утверждён заказчиком - ГЦСИ. Что касается корректировки проекта реставрации, которую предложил областной Минстрой, думаю, что это продекларированное желание «сэкономить», чтобы не замораживать процесс и как-то поучаствовать в софинансировании работ, ведь денег в кризисные времена в бюджете не много. Но по факту проект, повторюсь, уже утверждён «наверху»: процесс восстановления здания Фабрики-кухни активно курирует Министерство культуры Российской Федерации. Также важно знать, что объект находится под пристальным вниманием лично Дмитрия Медведева, председателя правительства РФ, которому ещё в 2015 г. представили проект реставрации Фабрики-Кухни на одной из выставок в Москве. Так сложилось, что одной из миссий ГЦСИ – федерального государственного бюджетного учреждения культуры, стала одновременно почётная и сложная задача - реставрировать в регионах памятники архитектуры, а затем создавать на их базе общественные культурные пространства. Так, в 2015 г. на территории Нижегородского Кремля, в здании Арсенала, после многолетнего процесса восстановления, открылся Волго-Вятский филиал ГЦСИ, а в Калининграде вот-вот полностью откроется Балтийский филиал - арт-пространство в здании башни Кронпринца.
- Какие работы провели в рамках проекта реставрации «Фабрики-кухни»?
- Исследовали существующие конструкции и элементы здания и, главное, составили акт технического состояния. Сегодня он является единственным официальным свидетельством того, что здание поддаётся реставрации, в том числе, его конструктивная часть – вот Вам цитата: «…реставрация, консервация и усиление конструкций могут быть выполнены методами, применяемыми в реставрационной практике без изменения габаритов и формы элементов…». И также важно отметить, что указанные в акте работы, относятся к работам по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Туристам нужна подлинность
- Почему бы, например, не сэкономить, и не возвести на месте старого здания добротный новодел? Времена сейчас не простые, денег мало, а проект центра современного искусства хотелось бы развивать. Ведь это новый виток культурной жизни нашего региона. Как говорят чиновники: «Сделать бы всё заново, чтоб не думалось...»
- Да, к сожалению такая система «ценностей» сложилась за последние два десятка лет в устойчивую парадигму – сносить старые дома и строить «новоделы»: чтобы не думалось! Такое «видение» нужно менять. Мы хотим, чтобы людям в нашем городе «думалось», «вспоминалось», чтобы они развивались интеллектуально и эмоционально. Важно сохранять памятники, как исторических свидетелей «преклонного возраста», именно они обеспечивают связь времён. Если вспомнить 30-е гг., когда возводилось это здание, тогда кризис был гораздо серьёзнее, чем сегодня - Самара едва оправилась после голодных 20-х гг. Но даже тогда власти нашли деньги, чтобы создать именно этот шедевр в виде серпа и молота, причём, качественно, хотя предлагался совсем другой, «обычный» проект и выбор материалов был ограничен. Там все очень ценно, например, там существуют трудно воспроизводимые на сегодняшний день монолитные фигурные консольные балки с тонким и изящным профилем. Создать нечто подобное сейчас будет очень сложно и очень дорого. В итоге, получится что-то усреднённое и невразумительное. Технология новодела лишает людей исторического контекста, исторической памяти, если хотите, а память определяет нас как «существ нравственных», как писал Андрей Тарковский. Такой монетаристский подход, экономящий средства сегодня, лишает нас их завтра. Помните «Черный квадрат» Малевича? Много трещин, белое поле загрязнилось, квадрат не идеален и т.д. Давайте сделаем новый, закажем маляру, он сделает ровный, черный, строго по центру, затрат – не более 1000 руб., включая подрамник, холст, краски. А старый – «толкнём» на Сотбис. Вот будет славно – и прибыль и «слава». Архитектурные сооружения - те же самые картины, а городское пространство в каком-то смысле представляет собой музей, который несёт особую энергетику.
- Считаете, что людям нужна подлинность, старина? Неужели большинство жителей смогут понять, в чём разница? Что, на твой взгляд, мы теряем?
- Конечно, люди всё увидят и почувствуют. Современные «дешёвые» технологии в строительстве видны невооружённым глазом. Например, бесспорно, мы потеряем международный контекст, который способна нам дать отреставрированная по всем правилам Фабрика-Кухня. Туристы и международные эксперты вряд ли приедут к нам смотреть на новодел. А ведь это «вишня на торте» для тех же увлечённых советской архитектурой китайцев. Для них это могло бы стать ключевым «soviet place», ведь в 30-е гг. «Фабрика» считалась культовым советским сооружением во всём Средневолжском крае. А пока, к сожалению, на всей многотысячной армии китайских туристов зарабатывает соседний Ульяновск. Я считаю, что при грамотном подходе, этот проект способен зазвучать не только в российских масштабах, но и стать «хэдлайнером» в международном культурном пространстве.
- Какова перспектива продолжения работ по реконструкции здания с учётом «заморозки» софинансирования из областного бюджета?
- Я очень надеюсь на положительное развитие событий, и думаю, что всё прояснится в самое ближайшее время. Сейчас по этому вопросу идёт активная коммуникация на уровне федерального Минкульта, областного правительства и ГСЦИ. Если же всё-таки, нас ждёт пессимистичный сценарий, и работы приостановят, здание вполне продержится и до 2018 г. и дольше. «Фабрика» уцелела даже тогда, когда несколько лет назад её попытались обрушить специально. Сейчас ситуация гораздо лучше: объект охраняется и «обогревается» искусством, интересом местных сообществ и международных представителей. Я удивлён слухами о том, что красивая и правильная история Фабрики-Кухни, заново начавшаяся в 2008 г. и получившая столь замечательное развитие в 2013 г., не может быть продолжена дальше. Это не может быть правдой. Думаю, что «Фабрика-Кухня» – это и наше общее знамя и площадка для общения, которыми мы будем гордиться и обсуждать долгие годы
«Молоткастый, серпастый...»
- Какие новые художественные проекты на территории Фабрики-кухни в ближайшее время планирует ГЦСИ?
- Ещё несколько месяцев назад у нас возникла идея 21 марта провести поэтический марафон во Всемирный день поэзии. Мероприятие пройдёт во дворе и вокруг здания и соберёт самарских поэтов, журналистов, публицистов и архитекторов, всех горожан, неравнодушных к судьбе Фабрики-кухни и городского пространства в целом. В контексте происходящих событий это будет актуально вдвойне. В поэтической акции мы решили поднять вопрос о подлинности в искусстве и жизни, это очень важно проговорить, прочувствовать, как мы относимся к фальши, к подделкам. Наш город – это, конечно, не только памятники, но и неравнодушные люди, для которых очень важно любить свой город и друг друга. Мы надеемся выстроить диалог между разными сообществами, и привлечь к этой теме широкую общественность.