Самару посетил хор, который дарит абсолютное счастье

   
   

Мастер-класс

Маэстро начинает занятие без лишних слов - сразу к делу: «Спойте!» И хор студентов, состоящий примерно из тридцати человек, исполняет разученную «Богородице, дево, радуйся». Для человека, не привыкшего к хоровому пению, молитва, разложенная на чистые юношеские и звонкие девичьи голоса, звучит очень красиво. Но ухо профессионала быстро улавливает недочёты. Разделив хор на составные части, Спирин занимается сначала с тенорами, затем - с альтами. Делает несколько замечаний мальчикам-басам. «Не торопитесь, - советует музыкант уже всему хору. - Когда вы исполняете духовную музыку, чувство спокойствия, благодати должно оставаться».

Даже в самой плохой акустике, в самом неудобном помещении нужно так построить свой голос и подстроить его к голосам партнёров, чтобы вам было удобно петь, советует маэстро исполнителям. «Постарайтесь создать свою собственную акустику. Не усредняйте исполнение - мелкие нюансы должны быть слышны, именно они придают выразительность музыке», - говорит он.

Вторым «номером» репетиции студенты исполняют произведение Г. Свиридова на стихи А. Пушкина «К Наташе»: «Вянет-вянет лето красно, улетают ясны дни, стелется туман ненастный ночи в дремлющей тени…». И тогда маэстро даёт, наверное, самое ценное для музыканта указание: «Думайте, думайте, всегда думайте, о чём вы поёте. Даже если кто-то один из всего хора не думает, это слышно. Стихи здесь рисуют равнинный пейзаж, поэтому исполнение должно быть очень ровным. Но в то же время нельзя петь все фразы с одинаковой интонацией - вслушайтесь в смысл!»

Хор солистов

Одна из преподавателей, присутствующих на мастер-классе (она и сама - дирижёр), восхищается творческим методом Евгения Спирина: «Человек очень редко бывает счастливым. Но на вчерашнем концерте вашего хора мы были абсолютно счастливы! У всех мужчин, составляющих хор, - великолепные голоса, они все - солисты. А вам удалось создать из солистов ансамбль, соединить силу и пластичность исполнения».

«С мужским хором работать непросто, - признаётся маэстро. - Не всегда получается быть мягким и пушистым, приходится и ругаться, и кричать… Музыкант в хоре не всегда слышит себя со стороны, не всегда чувствует партнёров - если у него нота «встала», ему хорошо. Если «не встала», ему плохо, некомфортно. А нам нужно работать в команде. Но это не значит, что я - авторитарный руководитель: всегда слушаю, что говорят музыканты, мы советуемся, думаем, как лучше сделать. У нас плотный коллектив из девяти человек (кстати, всего трое из них - коренные москвичи, и есть даже один участник с Дальнего Востока). Работаем мы этим составом более 10 лет, поём без нот, поэтому заменить кого-то, если, например, исполнитель заболел, очень сложно».

Ансамбль «Пересвет», которым дирижирует Евгений Спирин, родился 15 лет назад как хор, исполняющий духовную музыку. Но такие хоры редко становятся популярными - слишком узок круг ценителей, а «Пересвет» со временем изменился, расширив репертуар и творчески подходя к аранжировкам. И в Самаре артисты хора исполняли не только духовную музыку, но и популярную классику, серенады, романсы, народные песни. «Мы можем петь без передышки несколько часов кряду, - говорит Евгений Спирин, - поэтому было очень сложно выбрать, какие именно произведения включить в программу концерта: нас просили спеть и то, и это. Но, надеюсь, всем понравилось». А 16 октября «Пересвет» порадовал своим выступлением и тольяттинскую публику.

   
   

Смотрите также: