Церетели в Самаре

   
   

Сила характера и удивительная энергия, дерзость экспериментатора и неожиданный художественный взгляд составляют основу портрета Зураба Константиновича Церетели. В самарской экспозиции мы видим его 10 рельефов, 12 эмалей, около 20 графических и 50 живописных работ и скульптур.

Сегодня вокруг творчества Церетели немало споров, но очевидно одно – его самобытный талант и огромный вклад художника и гражданина в пропаганду российского искусства в мире. В разное время Зураб Церетели руководил наиболее масштабными художественными проектами общероссийского и международного значения. Был главным художником Министерства иностранных дел СССР, главным художником Олимпийских игр в Москве, художественным руководителем строительства мемориального комплекса на Поклонной горе. С 1995 года работал художественным руководителем по воссозданию убранства Храма Христа Спасителя в Москве. Произведения Церетели украшают улицы и площади, государственные и общественные здания Москвы и других городов России и стран СНГ, а также США, Японии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Бразилии, Израиля, Сирии, Уругвая, Чили и др. Герои творений Церетели живут в мире неукротимой фантазии этого разножанрового художника, странствуя из скульптуры в рельеф, из эмали в живопись, из рельефа в графику, располагаются на плоскости, собираются в объемы…

Через всю жизнь Церетели пронес, наряду со страстью к новаторству, пиетет перед глубокими традициями академической художественной школы, уроки которой ему в свое время преподали знаменитые мастера Академии художеств Шухаев и Лансере. В свое время молодого Церетели заметил всемирно знаменитый Пабло Пикассо: «У этого молодого художника Зураба замечательное начало. Он прекрасно чувствует цвет, обобщает форму. Я вижу в нем будущего великого живописца». Пикассо не ошибся. И дело даже не во многих государственных премиях СССР и России, лауреатом которых становился Церетели. Не в его званиях членкора Академии художеств СССР, премии и золотой медали Пикассо, которые вручили Зурабу Константиновичу французы. Дело даже не в званиях - народный художник СССР и народный художник России. А в том, что никогда этот человек не позволял себе почивать даже на заслуженных лаврах. Пабло Пикассо был не единственным, кто воздал должное таланту Церетели. В своей яркой, богатой событиями и встречами жизни Зурабу Константиновича посчастливилось быть знакомым и работать с Давидом Альфаро Сикейросом, Марком Шагалом, Сальвадором Дали…

Энергии Зураба Церетели хватало не только на творчество. Ему принадлежит инициатива создания первого в России Музея современного искусства в Москве и музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств «Галерея искусств». Зураб Церетели известен как художник-меценат. Он не только вложил средства от своих гонораров, но и передал личную коллекцию шедевров городу Москве. Никогда материальная компонента не была для Церетели доминантой творчества. Он в подавляющем числе случаев отказывался от гонораров за свою титаническую работу в пользу городов всего мира, где устанавливались его скульптуры. Это началось еще в 1979 году, когда он преподавал по приглашению Брокпортского колледжа искусства и науки Нью-Йоркского госуниверситета, одновременно работая над открытием в Брокпорте монумента «Счастье детям всего мира», посвященного параолимпийским играм в США. Тогда Зураб Церетели и отдал свой гонорар в фонд помощи детям-инвалидам. И с тех пор так поступал неоднократно, как в России, так и за рубежом.

Нынешняя шумиха вокруг имени Церетели, хочется верить, станет дополнительным информационным поводом обратить внимание на его творчество. Потому что опыт истории учит нас тому, что не надо спешить ниспровергать памятники, исходя из политической конъюнктуры.

Смотрите также: