Автомобиль - средство массового поражения

   
   

Самарский регион - один из высокоурбанизированных: в городах живёт около 80% наших земляков.

Похоже, всё хорошее, что дала урбанизация, горожане из своих "сити" выжали. И в огнях большого города сейчас высвечивается больше проблем, чем удовольствий.

Миллионник c трущобами

Примета Самары, как и любого российского города-миллионника, - соседство суперсовременных высоток с халупами постройки начала прошлого века. Последние горят с регулярностью спичек. Собственно, именно пожары и взрывы, а также обрушения таких хибар дают основную печальную статистику по ЧС. Так, в прошлом году в Самарской области произошло 95 чрезвычайных происшествий (к таким спасатели относят ситуации, когда одновременно гибнут более двух человек и страдают более десяти), и 29 из них случились как раз в таких жилых строениях.

- И количество подобных бед по причине ветхости и аварийности жилья будет увеличиваться, - грустно пророчествует со ссылкой на прогноз своего начальника, министра по ЧС и ГО Сергея Шойгу, директор Самарского областного центра медицины катастроф Владимир Демьяненко. - Дома ветшают, а износ инфраструктуры в области, как и в среднем по стране, приближается к 70%.

Мегаполисы "пожирают" пригородные территории, что приводит к ещё большему использованию автомобилей. По последним данным, на двух самарцев приходится одна "легковушка". Толкотня на тесных дорогах вкупе с любовью наших автолихачей к высоким скоростям неизбежно дают рост ДТП. Но просто количественное увеличение числа аварий, по словам Владимира Демьяненко, ещё не самое страшное. Не проходит недели, чтобы в одном ДТП не погибло двое, а то и больше человек. В 2008 году в таких кровавых "массовках" на дорогах области полегло почти двести наших сограждан. И согласно анализу, 70% ДТП со смертельным исходом происходит по вине водителей. Не случайно для спасателей термины "техногенная" и "антропогенная" катастрофы стали синонимами. Автомобиль с таким водилой, или попросту отморозком, становится настоящим средством массового поражения.

Кроме смерти в огне и на асфальте самарский народ мрёт от бытового газа, гибнет под снегом и сосульками, травится суррогатным алкоголем, отдаёт концы в коллективных драках. Тридцать три пострадавших в такой "бытовухе" в прошлом году - это тридцать три смерти.

Смерть на миру

Ещё одной печальной цифрой Юрий Гавриленко, специалист центра медицины катастроф, "смазал" показатели работы уже собственно спасательных служб. Из 694 пострадавших в 2007 году погибли 236 человек, получается, почти каждый третий был спасён. А вот в 2008 году статистика в этом отношении хуже: из 385 пострадавших до больницы не довезли 221. Так что до европейских спасателей, к примеру, английских, нашим оперативным службам пока далеко. Там на 100 раненых погибает одна жертва. В Самарской же области показатель "смерти на миру" ужасающе огромен - из 100 пострадавших не довозят до больницы 32 человека. Причина в том числе и в неумении наших граждан оказывать первую помощь. Увы, не торопится кидаться к пострадавшим и самарская милиция, хотя обязанность эта записана у гаишников в должностной инструкции. Страх крови, некомпетентность или подлая боязнь замарать форменную одёжку? В любом случае большинство предпочитают дожидаться скорой или спасательной службы.

К сожалению, и они вовсе не так оперативны, как им положено. История со "спасением" лесника из Новинок, растиражированная прошлой зимой местными телеканалами, на самом деле закончилась трагически. Мужчина умер через час после того, как пробившиеся через снегопад спасатели лишь на второй день после экстренного звонка доставили его в клинику. Кстати, именно этот случай стал поводом для обращения "эмчээсников" к губернатору с просьбой выделить областным экстренным службам вертолёт. Теперь наряду со спасателями на оперативной связи дежурит и вертолётчик. Плохо, что другие программы ЦМК, а именно: строительство медико-спасательных трассовых пунктов на самых опасных участках дорог (в районе Чёрновки, Переволоки-Печёрское и у села Курумоч), создание учебной сети парамедиков и автоматизация системы слежения за автомобилями оперативных служб, финансирование которых обошлось бы областной казне в 20 миллионов рублей, пока заморожены.

Смотрите также: