Врачи не выдерживают
Чтобы разобраться в этой непростой ситуации, мы позвонили главному врачу Скорой медицинской помощи (СМП) Самары Владимиру МОЛОКОВУ. Для начала он рассказал, что нынешним летом нагрузка на службу скорой помощи существенно выросла. Виной всему, понятно, аномальная жара. Перегревы, тепловые удары, сопровождающиеся обмороками, - вот основные медицинские случаи, по которым сегодня выезжают реанимобили. Частенько вызывают врачей и для людей, перебравших с алкоголем и перегревшихся под палящим солнцем. В общем, работы у «скорой помощи» - невпроворот. К примеру, если в прошлом году реанимобили в день выезжали на 800 случаев, то в нынешнем их число зашкаливает за 1100. При этом «скорая» действительно выезжает не по всем вызовам. И не каждый потерявший посреди улицы сознание может рассчитывать на её помощь. Дело, по словам Владимира Молокова, не только в том, что число бригад этим летом сократилось с 64 до 55. Просто многие работники «неотложки» сами не выдерживают такой жары. Увы, современные реанимобили кондиционерами не оснащены, и в 40-градусную жару они превращаются в душегубку. Не каждый медработник может спасать чужие жизни в таких условиях.
Вызовы фильтруют
При таких колоссальных нагрузках диспетчер СМП вынужден фильтровать вызовы, в первую очередь направляя медицинские автомобили на самые неотложные. Как рассказал главный врач, в СМП действует разделение всех вызовов по срочности. Так, по вызову третьей срочности, когда человек страдает от высокой температуры или от скачков давления, «скорая» должна прибыть на место за 19,5-20 минут. На вызов второй срочности, когда у человека, например, дома прихватило сердце, реанимобиль должен примчаться за 14 минут. А вызовы первой срочности, если люди пострадали в ДТП или человек лежит без сознания на улице, должны обслуживаться за 12 минут. Такие случаи считаются самыми экстренными.
Но, как показывает практика, и к ним в СМП относятся избирательно. - В 99% случаев люди, которые лежат на улицах города, просто перепили и решили прилечь, - считает Владимир Молоков. - В сутки у нас около 40 таких вызовов. Поэтому тем, кому совесть не позволила пройти мимо лежащего на тротуаре, нужно для начала убедиться, действительно ему плохо или же он пьян. Это довольно просто установить и не будучи медиком, на житейском уровне. Правда, иной раз плохо становится и подвыпившему человеку. И что тогда остаётся делать добропорядочному гражданину? Слукавить и сказать диспетчеру, что пострадавший трезв как стёклышко? На это в СМП дают совет: прежде чем вызывать «неотложку», стоит похлопать пострадавшего по щекам, приподнять, оттащить в тенёк и самостоятельно попытаться привести в чувство.
О мёртвых - ничего...
Если же помочь человеку уже нельзя, «скорой» не дождёшься. - Скорая помощь не выезжает на случаи, когда пациент уже мёртв, - подтвердил руководитель службы СМП. - Это пустая трата времени, так как не в нашей компетенции выдавать свидетельства о смерти. В таком случае нужно обращаться в милицию и в ближайшую поликлинику. Вот только где же случайному прохожему, который по доброте душевной не может пройти мимо лежащего на земле человека, добыть телефоны участковых и поликлиники? (И что делать, если человек умер не на «своём» участке?) Кстати, по известному всем с детства телефону «01» нам заявили, что случаи, когда человек умирает на улице, не в их компетенции. По словам диспетчера МЧС, нужно звонить в милицию и... в «скорую». Похоже, бюрократия процветает даже в таких службах, которые призваны оперативно решать вопросы безопасности, а значит, действовать хотя бы согласованно.