"Чем ночь темней, тем ярче звёзды"...

   
   

Нашему земляку - известному писателю и кинодраматургу Алексею Алексеевичу Солоницыну - 22 марта исполняется 70 лет.

За 45 лет работы у него вышло более двадцати книг прозы, по его сценариям снято более сорока документальных фильмов. Он награждён медалями св. Сергия Радонежского и св. князя Даниила Московского.

Сигнальные огни

- Алексей Алексеевич, как себя чувствуете после тяжёлой болезни? Здоровье позволяет заниматься творчеством?

- Прежде всего благодарю всех, кто меня спасал, дежурил у постели, поставил на ноги. Самое трудное позади. Живу и работаю. Правда, ограничен в передвижениях. Но мне помогают - возят в храм и по литературным делам.

Размышляя над недугом, вспомнил притчу. После кораблекрушения путешественник попал на необитаемый остров. Из обломков корабля сделал хижину. И каждый день молил Бога о спасении. Однажды вернулся с охоты, а дом горит. Заплакал: "Господи, за что? Я так просил о помощи...". И вдруг увидел на горизонте корабль, идущий к берегу. "Как вы нашли меня? - спросил он моряков. "Мы увидели сигнальный огонь - горел большой костёр...". Господь всегда приходит на помощь человеку в часы его скорбей и испытаний. Это сигнальные огни спасения.

Весь прошлый год я писал роман "Око Господне". Замыслил его лет 20 назад, когда изучал историю Православной церкви в советское время. Меня ждало поразительное открытие - с момента захвата власти большевиками было восстановлено патриаршество в России. Патриарх Тихон избирался в Успенском соборе Кремля, в стенах которого зияли пробоины от снарядов. Личность святейшего, подвиг его и преемника митрополита Петра (Полянского) потрясли. Я решил написать, как в немыслимых обстоятельствах, идя на страдания и смерть, они спасали Церковь. Главный герой романа, молодой священник, пишет роман о подвижниках православия, являясь их духовным преемником и подвергаясь испытаниям. Основное пространство книги занимает современная жизнь. Форма "романа в романе" позволяет сопрягать день сегодняшний со вчерашним. Говорят, многие персонажи узнаваемы. Но я не писал образы конкретных людей, а типизировал - это "знакомые незнакомцы", по выражению классика.

Юбилейные размышления

- На стенах вашего кабинета портреты, фотографии выдающихся людей...

- Это любимые мной люди: государь император Николай Александрович, великая княгиня Елисавета Фёдоровна, Достоевский, Чехов. Я долго размышлял над их судьбами - о Достоевском написал повесть "Я жажду", о великой княгине - "Земной ангел". А государь и Антон Павлович встретились... в моём сне. Они очень схожи - скромностью, молчаливостью, обаянием. Чехов ездил в Плёс к Левитану, царь с царицей - в Кострому в Ипатьевский монастырь, что недалеко от Плёса. Мне увиделось, как они встретились, и Чехов узнал подлинного царя. Рассказ посвящён 90-летию со дня гибели царской семьи и будет опубликован в журнале "Аврора".

Когда тебе 70 лет, думаешь не только о творчестве, но о всей жизни. И о смерти. Первую смерть дорогого мне человека, брата Анатолия (актёр Анатолий Солоницын. - Ред.), я пережил очень тяжело. Но став верующим человеком, уход из жизни воспринимаю иначе. Во время богослужения диакон в просительной ектенье говорит: "Христианской кончины живота (жизни) нашего, безболезненны, непостыдны, мирны и доброго ответа на Страшнем судищи Христовом просим". О "непостыдном и мирном" молю Господа постоянно. Приходилось, увы, быть свидетелем и постыдных кончин знакомых, писателей, кинорежиссёров, с кем работал. Посланные испытания они не выдержали из-за неверия.

Смертный час проявляет человека до конца. Сейчас пишу повесть о жертвенной любви. Мой герой умирает за жену, которую бесконечно любит. Сюжет навеян историей создания женской монашеской обители в Дивеево, когда преподобный Серафим Саровский благословил монахиню Елену Мантурову на послушание... умереть за брата Михаила Васильевича, трудившегося на строительстве обители. Духовная сила святого была столь велика, послушание монахини столь полно, что так и произошло. Эти рассуждения в юбилейные дни кому-то покажутся странными. Но они понятны верующему.

Возраст души

- Вы говорили, что вера преобразила вас. А как в последние годы изменились другие?

- С юности усвоил строки Заболоцкого: "Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь...". Труд души приводит к высшему, горнему. Верующие называют это исканием Бога. Я шёл своим путём. Бывало, мне говорили: "Ты - перевёртыш". Эти люди не понимали, что душа каждого человека имеет свой возраст, если трудится. Черчилль точно сказал: "Если в молодости ты не был революционером, то ты не знаешь, что такое молодость. А если к старости не стал консерватором, то, значит, просто не нажил ума".

За 15-20 лет произошли огромные перемены с людьми. В Самаре к вере пришли десятки тысяч человек. Во многих школах преподают "Основы православной культуры". Один из духовных центров города - Православная духовная семинария. На моих глазах её выпускники мужали духовно и физически. Не забуду один из первых постригов в монашество деревенского паренька Коли Масолова - теперь игумена Фомы, настоятеля храма в честь Рождества Богородицы. Было солнечное утро. В окно из-за спины Николая падали лучи - "ангеловы стопы". Он стоял в белой рубахе до пят, русоволосый, с одухотворённым бледным лицом. Многие в храме плакали от радости.

Во время строительства храма во имя св. Георгия Победоносца на площади Славы крестились многие рабочие, инженеры, проектировщики. Обрёл веру и архитектор храма Юрий Харитонов.

Художника Станислава Щеглова знали в основном по офортам, посвящённым старой Самаре. Занимаясь прошлым, он пришёл к вере. Появились Валаамские и Соловецкие серии, потом он взялся за реставрацию икон, стал расписывать храмы. Вхождение в храм - процесс сложный. Помню, как мне трудно было сделать первые шаги. Важно поддержать человека в начале его пути к Богу.

- Что происходит в современной литературе?

- Резко размежевались писатели, исповедующие так называемый постмодернизм, и те, кто придерживается традиций, о которых я говорю. К сожалению, господа, что входят в многочисленные, с большим премиальным фондом жюри вроде "Букера", "Триумфа", "Большой книги", ориентированы прежде на оценку формотворчества. "Новизну" видят в изображении тёмных сторон души, физиологических извращениях. К удивлению, в учебнике для высшей школы, в разделе современной русской литературы, я увидел имя литературного хулигана В. Сорокина.

А в Самаре положение с изданием хорошей поэзии и прозы выправляется. При поддержке губернских властей издаётся серия "Народная библиотека Самарской губернии". Вышло сразу шесть книг наших поэтов - М. Анищенко, Н. Луканова (посмертно), В. Осипова, О. Портнягина, С. Рассадина, Е. Семичева, подтверждая, что самарская земля по-прежнему богата талантами. Готовятся к изданию и книги наших прозаиков - надеюсь оказаться в их числе.

Мне близки писатели моего поколения - Валентин Распутин, Владимир Крупин, Николай Коняев. Они, считаю, определяют современное направление в отечественной литературе.

- Каким вам видится будущее России?

- Недавно по ТВ прошёл фильм "Гибель империи. Византийский урок" архимандрита Тихона (Шевкунова), настоятеля Сретенского монастыря в Москве. Факт удивительный - монах обращается к соотечественникам в форме документального кино. Выбрав самую доступную форму общения с миллионной аудиторией, он рассуждает, какой выбрать путь России - тот, что выбрала просуществовавшая более тысячи лет и рухнувшая Византийская империя, или свой, национальный. Даётся проекция в наш сегодняшний день. В фильме перечисляются причины трагедии Византии: разгул коррупции и олигархии, разврат, пьянство, распад семей и главное - утрата веры. Когда император Михаил Палеолог в 1274 году заключил "золотую буллу" с Римом, признав его главенство и папы, это произвело на византийцев потрясающее впечатление. Вера отцов была предана, начались самоубийства, распад всего, что прежде считалось незыблемым. Фильм ставит коренной вопрос: опираться на собственные силы, свою национальную веру, которой более тысячи лет, или идти по чуждому пути? Фильм вызвал бурную дискуссию. Мнения были разные. Но то, что он сказал о главном, - несомненно.

Надо брать лучшее у Запада, Америки. Кто спорит? Но какие при этом выбирать приоритеты? Как не опираться на свои силы, традиции, веру? Я не терял веры в наш народ. И сейчас, пройдя долгий путь, жив этой верой. Всегда будет Россия! Выдержит испытания, как бы нас не запугивали. Да, ночь темна, но ярче светят звёзды. Скорбь глубока, по слову поэта, но тем ближе Бог - по его же слову.

Смотрите также: