Самаре нужны "штуковины" и "ерундовины"

   
   

Ландшафт губернской столицы оживляется лишь на уровне "задранной вверх головы" - пёстрыми рекламными щитами.

Весёлых уголков, привлекающих внимание горожан и гостей Самары симпатичными мелочами, практически нет. Цветочные бегемот, пчела и пара шахматных фигур - вот и все скудные примеры самарского лэнд-арта, уличной скульптуры.

Украсить городской пейзаж

В Европе лэнд-арт мирно соседствует с помпезными бронзовыми королями. В Москве число небольших скульптур растёт, конкурируя с церетелевскими гигантами по количеству зевак. В Ижевске установили памятник пельменю; в центре Омска прямо посредине улицы из канализационного люка вылезает бронзовый сантехник; в Екатеринбурге следы человека-невидимки, выдавленные на асфальте, упираются в стену жилого дома, а влюблённые уральской столицы назначают свидания на "Клаве" - 86 бетонных клавишах весом от 100 до 500 кг.

Пять белых скульптур, установленных на набережной Самары в середине 90-х, были первой попыткой тогдашней местной власти разнообразить городской пейзаж. Вкусы следующей мэрии вылились в фонтаны на ул. Ленинградской, реконструкция которой затормозилась с приходом новой когорты чиновников.

Есть ещё непонятная особь возле здания ТИСИЗа на ул. Ново-Садовой, тисизовские геологи прозвали её "Просто состояние души". Три года назад на складах Струковского парка работники обнаружили скульптурку "Мальчик и девочка". Изваянная неизвестным мастером в позапрошлом веке, она опять радует самарцев. А у бронзовой кошечки, что сидит на батарее у Самарской ГРЭС, затёрты лапы и нос - студенты и молодожёны открыли новую традицию. Перед экзаменом и регистрацией брака все хотят непременно погладить кошку - "на счастье и удачу". Раз в год бронзовые миниатюры можно увидеть на городской выставке цветов. В остальном общественная среда губернской столицы застыла на уровне монументальной пропаганды 20-х годов прошлого века.

Самарская красавица, коза, блин...

Инициативные горожане то и дело предлагают всякие "штуковины" и "ерундовины", среди которых, по их мнению, было бы приятно гулять самарской публике. Фантазия земляков бьёт ключом: они, например, предлагают установить в виде скульптур вентиль с газом, лейку с нефтью, увековечить образ самарской красавицы, козы, блина, Буратино, которого именно в Самаре придумал писатель Алексей Толстой, и т.п. Но бюрократическая волокита с заявками затягивается на многие месяцы.

Ещё весной несколько самарцев предложили приютить в городе памятник героям фильма "Мимино", пришедшийся не "ко двору" столичным чиновникам от культуры. А Сергей Сорокоумов хочет установить в Самаре, городе с крепкими купеческими традициями, памятник российскому рублю. Увы, его обращение к губернатору, "спущенное" по инстанциям, застряло где-то в мэрии.

Главный художник города Вадим Корабельников согласен, что Самаре не помешают разные малые скульптуры и даже украсят её, хотя, уверен, все заявки действительно должны пройти кучу согласований.

- Кстати, я сам обращался к самарским скульпторам, предлагал им обустроить какую-нибудь аллею, сквер или отдать городу ненужные работы, томящиеся в мастерских. Дарителей пока не нашлось, - вздыхает главный художник.

Как "убить трёх зайцев"

Про дарителей - не совсем так. Прошлой осенью в Самаре состоялся второй симпозиум по скульптуре, объединивший ваятелей нескольких стран темой "Музыка". Шесть композиций, выполненных из уральского мрамора и жигулёвского камня, скульпторы подарили городу. Их предполагали установить на площади Куйбышева в сквере, примыкающем к улице Вилоновской. Место, можно сказать, идеальное - рядом театр, Дом актёра, Союз архитекторов, учебные заведения культуры. Но уже почти год чиновники решают, быть или не быть Скверу Музыки. Десять лет назад бюрократия была расторопнее - именно дары первого симпозиума скульпторов украсили тогда набережную у Ладьи.

- Я написал много писем в разные инстанции, городские и областные, с предложением устраивать симпозиумы по скульптуре ежегодно. Долгое молчание, наконец ответ: "Мы включим ваше предложение в долгосрочную программу". Когда включат, в какую программу? Неясно, - сокрушается самарский скульптор Иван Мельников. - А ведь если бы город ежегодно выделял около двух миллионов рублей на подобные симпозиумы, можно было "убить трёх зайцев": творческая молодёжь перенимала бы опыт, работая под кураторством опытных ваятелей; земляки могли бы наблюдать процесс рождения произведения; губернская столица получала бы по несколько скульптур ежегодно и на века!

Полудвижение навстречу

Уличные скульптуры поднимают жителям мегаполисов настроение, создают образ благополучия, спокойствия. Наконец, воспитывают любовь к прекрасному. Это поняли во многих городах. В Самаре же власти спокойно взирают, как разваливаются стелы в сквере на площади Куйбышева, где два года подряд проходили удивительные выставки фотографий Виктора Пылявского. На наш запрос о возможности разместить там выставку замглавы Самары Екатерина Горбунова ответила, что "по вопросу устройства выставки под открытым небом заявок от художников и фотографов не поступало".

Глава департамента городского хозяйства и благоустройства Сергей Рубаков говорит о заинтересованности горадминистрации в том, чтобы городское пространство насыщалось малыми архитектурными формами, он даже готов лично помочь с выделением мест под них. На деле единственным полудвижением муниципальной власти навстречу художникам стало решение о выделении под граффити нескольких официальных мест, где уличные художники могли бы "отрываться" легально.

Правда, и тут неувязка. Мастера настенной живописи, по мысли главного художника Самары, во-первых, должны объединиться в некое подобие "творческого союза"; во-вторых, обратиться в департамент архитектуры с просьбой выделить им поверхность, которую они могли бы раскрашивать; в-третьих, представить свои "предварительные эскизы" росписи по стенкам...

Смотрите также: