Запрещённая реальность
Самара, 19 декабря - АиФ-Самара. Любопытную историю пересказала в своей книге «Хроника аномальных явлений» исследовательница непознанного тольяттинка Татьяна Макарова. Несколько лет назад двое путешественников по Жигулям оказались свидетелями удивительного обряда в храме неведомого культа. В здании из огромных розовых плит женщины, больше похожие на европеек, в серых грубых одеждах танцевали вокруг костра, время от времени бросая в него какой-то порошок.
Закончив танец, жрицы пошли вдоль стен мимо стоящих статуй, и у каждого каменного изваяния вдруг начинала загораться огоньком какая-то деталь: фибула на одежде, цветок в каменной причёске… Когда колдуньи направились к выходу, самарцы бросились со всех ног прочь. Днём, вернувшись, они не обнаружили ничего, кроме обычного пейзажа. И хотя произошло событие где-то за гранью нашей реальности, в какой-нибудь временной аномалии, факт, что в ритуале участвовали только женщины, заставляет вспомнить и древнее название Жигулёвских гор - Девьи.
Призрак Анны
В том, что матриархат был в древнем Поволжье не исключением, а скорее правилом, уверена и краевед Галина Рассохина, обнаружившая в Жигулях остатки храма Солнца. По мнению краеведа, семь тысяч лет назад Самарская Лука была сакральным центром мировой цивилизации, а хранительницами знаний становились исключительно женщины. В преданиях Поволжья рассказывается и об отважной деве Манчихе, бабе-атамане, утопившейся в Волге, когда её окружили враги; и о двенадцати сёстрах-богатыршах.
Образ русской богатырши Бориславны, что схоронила добытые у басурман сокровища под скалистым курганом в Жигулях, перекликается с образом мордовской царицы Анны Патерь, что жила в давние времена в крепости на горе Ош-Пандо-Нерь недалеко от Шелехмети. Когда крепость пала под натиском неприятеля, Анна бежала в горы. Легенда рассказывает, что врагов долго преследовала её тень в образе женщины на белой лошади. А у подземелий Жигулей есть своя хозяйка. Как гласит предание, по погибшему Фёдору Шелудяку, сподвижнику Степана Разина, до сих пор печалится владычица, и слёзы её текут в Каменную Чашу.
В поход шли с румянами
Но не только предания говорят о том, что Самарская область - место жительства дев-воительниц и дев-жриц. Старинные карты и раскопки археологов - ещё одно подтверждение статуса региона как «женского края». На итальянской карте 1459 г. наш регион обозначен как «Амазония». В XIX веке известный ученый, академик Семенов-Тянь-Шанский писал о девах-богатырках, живших в западной оконечности Луки. В I тысячелетии в Среднем Поволжье жили савроматские племена, где женщины занимали почётное место, были и жрицами, и хозяйками, и солдатами. Греческий историк Геродот писал, что своё происхождение савроматы берут от браков скифов с прекрасными и воинственными амазонками.
По всей области в разное время археологи находили захоронения женщин, рядом с которыми лежали бусы, зеркальца, раковины для белил и румян, а также железные кинжалы, конская упряжь и наконечники стрел. Самую впечатляющую находку наши археологи сделали у села Сиделькино Челно-Вершинского района. У захороненной в III веке женщины-сарматки лет сорока ещё в молодости была отрублена кисть правой руки каким-то очень острым оружием. Почему далёкие потомки греческих амазонок вынуждены были становиться воинами? По словам учёного секретаря Самарского областного историко-краеведческого музея Дмитрия Сташенкова, мужчины этих племён отправлялись на заработки, нанимаясь по контракту в римские войска, так что женщины оставались не только хозяйками очага, но и заградотрядом на пути врагов.
Как Молодец пол поменял
Подвиги этих дев-воительниц скифо-савроматских и сарматских племён и дали имя горам. Так жигулёвская возвышенность почти до середины XIX века носила название Девьи горы. А одна из самых эффектных вершин называлась Девьей горой. Кстати, изучая различные исторические и литературные источники, директор музея истории Усольского края Валентина Шульгина доказала, что Девьей горой когда-то назывался современный Молодецкий курган. «Гендерный перекос» в географии произошёл где-то в середине прошлого века.
- Первое упоминание о Девьей горе сделал ещё в 1634 г. знаменитый путешественник Адам Олеарий. Затем, в середине XIX века, о ней, как о главной в тех местах, упоминают братья Чернецовы, зарисовавшие во время водного путешествия Волгу, - рассказала Валентина Валентиновна. - А в 1868 г. в «Материалах для географии и статистики России» Симбирского генерального штаба про ту же гору пишется: «До Морквашинского буерака крутым обрывом спускается к Волге Девичий курган».
Молодецким же камнем долгое время называли небольшой курган за горой Лепёшкой. Но уже в книге Г. Обедиентовой «Из глубины веков» Девьей горой называется маленькая гора у подножия Молодецкого кургана. Шульгина считает, что ошибка произошла после создания в этой акватории Волги искусственного моря. Лепёшка, по всей видимости, была затоплена. Прежний Молодецкий камень стал именоваться горой Лепёшкой. А Девья гора «поменяла пол» и стала именоваться Молодецким курганом. Вот так, из-за ошибок в географических справочниках и путеводителях, «женская» гора в «мужском обличье» стала символом волжской природы.