Аргументы и Факты
samara.aif.ru
16+
Самара
Аргументы и Факты
samara.aif.ru
16+
Самара
Примерное время чтения: 4 минуты
130

Знаем наизусть, но смотрим. Психолог Бельская — о магии новогодних фильмов

Новый год — это не просто праздник, это — ритуал.
Новый год — это не просто праздник, это — ритуал. istockphoto.com

Каждый декабрь телевидение словно возвращается в прошлое: на экранах вновь «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Карнавальная ночь», «Чародеи», «Один дома»... Программы пестрят однотипными анонсами, а мы — вопреки логике «передозировки контента» — с удовольствием включаем уже тысячу раз виденное. Почему так? Что заставляет нас пересматривать одни и те же кадры, зная реплики наизусть? И почему отсутствие привычного фильма в праздничной сетке вызывает почти обиду? samara.aif.ru спросил об этом психолога Анну Бельскую.

Ритуал и ощущение контроля

Новогодние фильмы — часть большого ритуального комплекса: ёлка, мандарины, бой курантов, шампанское, подарки. Кино в этом ряду — не просто развлечение, а маркер «правильного» наступления праздника. Психолог Анна Бельская поясняет: «Повторение знакомых сценариев даёт ощущение стабильности и предсказуемости. В мире, где многое меняется, новогодние фильмы становятся „островками уверенности“. Мы знаем, чем закончится история, и это снимает тревожность: всё идёт как надо, праздник наступает. Это психологическая опора — особенно в периоды неопределённости».

Знакомый сюжет не требует когнитивных усилий: не нужно вникать в мотивацию героев, следить за поворотами, запоминать имена. Мозг расслабляется, а эмоции — наоборот, обостряются. Мы уже не «смотрим», а «переживаем» — но безопасно, ведь финал известен. Это похоже на прослушивание любимой песни: каждый раз — новое маленькое переживание, но без стресса от неизвестности, разъясняет психолог.

Ностальгия и связь поколений

Для многих новогодние фильмы — это детство, семейные посиделки, запах хвои и пирожков. Пересматривая знакомое кино, мы неосознанно восстанавливаем связь с прошлым, с теми, кто был рядом в праздники. Даже если сами мы уже давно не дети, эти картины возвращают нас в состояние «тогда», когда мир казался проще и добрее.

Кроме того, такие фильмы часто становятся общим языком для разных поколений. Родители показывают детям «Иронию судьбы...», те — своим детям. Так формируется культурная преемственность: мы не просто смотрим кино, а участвуем в традиции, которая длится десятилетиями.

Как поясняет Анна Бельская, новогодние фильмы редко нагружены сложной моралью или мрачной рефлексией. Их мир — это мир «как должно быть»: добро побеждает, любовь находит путь, даже нелепые ошибки оборачиваются счастьем. В декабре нам особенно нужно это визуальное и эмоциональное подтверждение: всё наладится, чудо возможно.

И ещё один важный момент: такие картины создают «праздничную картинку» — яркий свет, снег, гирлянды, нарядные интерьеры. Это не просто фон, а своего рода визуальная терапия: мы погружаемся в эстетику праздника, даже если за окном слякоть и серость.

Что, если «Иронии...» нет в программе?

Попробуйте представить: 31 декабря, вечер, а привычного фильма нет в сетке вещания. Многие почувствуют лёгкое разочарование, почти обиду. Почему?

«Это нарушение ритуала, — объясняет Анна Бельская. — Когда привычный элемент выпадает, возникает ощущение, что „что‑то не так“. Мы не просто лишаемся фильма — мы лишаемся части ожидаемого праздничного опыта. Это как если бы вдруг не зажгли ёлку или не подали оливье. Мозг воспринимает это как сбой в системе, и мы реагируем эмоционально».

Так что, когда в очередной раз вы нажмёте «плей» на давно знакомом фильме, не корите себя за отсутствие новизны. Вы не просто смотрите кино — вы участвуете в ритуале, который делает праздник настоящим. И в этом есть своя магия.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах