В Центр истории авиационных двигателей Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королёва прибыл турбовентиляторный двигатель Pratt & Whitney JT9D широкофюзеляжного реактивного пассажирского самолета Boeing-747, сообщается на сайте Самарского университета.
Доставленный в университет двигатель стоял на самолете одной из российских авиакомпаний, и после выработки ресурса был выведен из эксплуатации. Его приобретение спонсировала группа выпускников Самарского университета им. Королёва.
В коллекции ЦИАД двигатель Pratt & Whitney JT9D, наряду c советским Д-18Т, станет самым крупным экспонатом: его диаметр 2,4 м, длина – 3,4 м, а масса – более 4 тонн. На уровне моря JT9D развивает тягу около 20 тонн. Всего в ЦИАД насчитывается около сотни авиационных и ракетных двигателей, в основном, разработанных в СССР и России.
«Наша коллекция активно используется в образовательном процессе, и новый экспонат, несмотря на то, что он уже снят с производства, тоже станет замечательным учебным пособием для студентов-двигателистов», - сказал директор Центра истории авиационных двигателей Самарского университета им. Королёва профессор Владимир Зрелов..
Двигатель JT9D был создан специально для первого в мире широкофюзеляжного реактивного пассажирского самолета Boeing-747, который вышел на авиалинии в 1970 году и за свои огромные размеры получил неформальное имя Jumbo Jet по кличке африканского слона Джамбо, жившего в Лондонском зоопарке во второй половине 19 века.
Выпускавшийся с 1966-го по 1990-й год JT9D стал родоначальником большого семейства турбовентиляторных двигателей, на которых летали и летают не только американские Boeing-747, Boeing-767 и McDonell Douglas DC-10, но и первые европейские широкофюзеляжные Airbus A-300 и A-310.