Финальная публикация из цикла статей о поэте Александре Ширяевца проекта «Где рождается вдохновение», реализованного «АиФ-Самара» при поддержке Фонда культурных инициатив и Самарского художественного музея.
Смерть поэта Александра Ширяевца была скоропостижной. Никто из его друзей даже не мог себе представить, что этот волжский богатырь «сгорит» всего за несколько дней. Поэтому уход из жизни поэта породил массу слухов.
Внезапный уход
После госпитализации к нему пришли друзья, принесли продукты. Но живым они своего друга уже не застали.
«В 1924 году, в самый разгар творческой работы, Ширяевец внезапно заболел, был перевезен в больницу и там, на больничной койке умер от менингита. Это было 15 мая, ранней весной, когда все кругом цвело и зеленело», - писал в своих воспоминаниях В. Львов-Рогачевский.
Больше всего уход Ширяевца переживал его близкий друг Сергей Есенин. Он же и взял на себя организацию похорон. Современники вспоминают, что Есенин бегал по всей Москве и искал шелковые носки.
Похоронен Ширяевец был 15 мая 1924 года на Ваганьковском кладбище. После похорон Ширяевца Есенин не мог смириться со смертью так рано ушедшего из жизни друга и в кругу близких людей не раз говорил: «Если я умру, похороните меня рядом с Шуркой милым». Всего через полтора года - 31 декабря 1925 года - друзьям пришлось выполнить эту просьбу, и Есенин был похоронен поблизости от могилы Ширяевца.
На смерть Ширяевца его друзьями-поэтами были написаны пронзительные стихотворения, одно из которых навсегда осталось в сокровищнице мировой поэзии. В июле 1924 года в 4-й книжке журнала «Красная Новь» был напечатан один из шедевров лирики С. Есенина, «Памяти Ширяевца», начинающийся словами «Мы теперь уходим понемногу…». В настоящее время это стихотворение переведено на многие языки мира, неоднократно положено на музыку.
Случайность ли?
С одной стороны, во время работы в Туркестане он переболел тропической малярией, которая изрядно подорвала здоровье поэта. Но с другой стороны, уж очень скоротечным был менингит...
Так почему смерть поэта вызвала столько слухов? Для ответа на этот вопрос, надо немного погрузиться в творческую среду тех лет. Новая власть достаточно быстро поняла, что без духовной пищи невозможно построить новое общество, нет эффективных инструментов агитации. Была попытка одним махом заменить всю старую творческую интеллигенцию на новую, идеологически верную. Для этого в литераторы иногда записывали простых рабочих, которые еще вчера стояли у станка.
Но не всем из новоявленных поэтов оказалось по силам писать стихи, которые заставляли бы трепетать душу читателя. Пришлось возвращать в обойму дореволюционных поэтов. Они не соответствовали идеологическим требованиям, но муза к ним приходит регулярно. Естественно, их творчество подвергалось цензуре, более того, многим из них даже выдавались конкретные рекомендации, как изменить свое произведение, чтобы оно пошло в печать. Таких авторов называли «попутчиками».
Самым ярким примером «попутчика» был Михаил Булгаков. Которому разрешались неслыханные по тем временам вольности. Одна только его пьеса о белогвардейцах - «Дни Трубиных» чего только стоит. Но пример Булгакова нельзя назвать показательным, те же «Дни Трубиных» была любимой пьесой Сталина, который регулярно ходил ее смотреть. И когда критики по какой-то причине обрушились на Булгакова, Сталин лично позвонил писателю и после короткого разговора с вождем, все его проблемы закончились.
У Ширяевца такого покровителя не было и ему доставалось от критиков. К тому же поэт отказывался прислушиваться к «рекомендациям товарищей», а писал о том, что ему подсказывало сердце. Яркий пример его произведение «Голодная Русь», которое было издано только в 90-х годах прошлого века. На фоне этих событий подозрительность друзей-литераторов Ширяевца выглядит вполне оправданной.
#фондкультурныхинициатив #грантыдлякреативныхкоманд