В Центральной городской библиотеке им. Н.К. Крупской самарцы встретились с писателем и главным редактором «Литературной газеты» Максимом Замшевым. Его визит был приурочен к городской книжной ярмарке. Автор «Концертмейстера» презентовал новый сборник стихов «Незаживающе» и поговорил с поклонниками своего творчества о современных библиотеках, книжных новинках и о том, чем ему так нравится Самара.
«Героев не селишь в абы какой город…»
Максим Адольфович приезжал в Самару много раз. Впервые он посетил город на Волге в рамках участия в литфесте им. Михаила Анищенко.
«Есть города, в которые всегда приезжаешь с удовольствием. Самара – для меня почти родная. Здесь мне посчастливилось познакомиться с замечательными людьми. Для меня Самара – не такая, какая она есть на самом деле. Для меня это центр архитектуры модерна, очень просторная Волга с чудесными видами на тот берег, глядя на которые можно много фантазировать, а что же там скрыто. Самара – это ещё и прекрасный музейный фонд», — рассказал писатель.
По словам Замшева, с одной стороны Самара — старый купеческий город, с другой стороны промгигант, теневая столица во время войны. В ее улицах, спускающихся к реке, - много поэзии.
Появляется Самара и на страницах последнего романа Замшева «Вольнодумцы».
«Пишешь о том, что знаешь. Невозможно объяснить, почему в творчестве появляется тот или иной город. Значит, есть в этом длинном, вытянутом городе на Волге что-то такое, что заставляет сделать его героем книги. Героев же не просто селишь в абы какой город. Надо, чтобы он «заиграл», соответствовал судьбам персонажей. В какой-то из приездов в Самару я увидел особенное сочетание снега и улиц и захотел его запечатлеть в слове, а дальше вытягиваешь как ниточку. Есть города, которые развиваются внешне, например, Казань. Самара развивается внутренне», — подчеркнул писатель.
«Самара – лучшая по активности библиотек»
Максим Замшев отметил и особый вайб самарских библиотек. Их работники стремятся привозить к себе писателей. Все учреждения в городе, на его взгляд, устроены очень интересно. Не просто полки и шкафы, но и интересная атмосфера.
«Самара — лучшая по активности библиотек. Библиотеки – это такая вторая тайная жизнь культуры, не очень заметная, но важная. В магазине книгу продали и все. А в библиотеке можно отследить ее «жизнь». Долгую жизнь книги в разных руках. Чтобы сегодня библиотеки стали более актуальными, надо больше говорить с людьми, которые туда приходят. Сейчас такое время, когда всё требует дополнительной мотивации. В библиотеку можно прийти не только за книгой, но и пообщаться, в том числе с близкими тебе по духу людьми».
Он добавил, что библиотеки можно назвать своеобразной ячейкой возрождения культуры, и клубный формат в ней тоже важен.
«Без «Идиота» никуда»
Самарцам очень хотелось услышать от писателя рекомендаций — что почитать сегодня из классики и что выбрать из многочисленных книжных новинок.
«Без «Идиота», конечно, никуда, — сказал Замшев. — По-настоящему до сих пор не понят Юрий Трифонов. Обязательно нужно читать Гайто Газданова. Он пишет о фундаментальных вещах для понимания вообще всего 20-го века. «Сивцев вражек» Михаила Осоргина тоже обязателен к прочтению. Повести Владимира Маканина «Где сходилось небо с холмами» и «Он и она» важны для понимания интеллигенции 80-х».
Писатель также рассказал о малоизвестной широкой публике книге, большим фанатом которой он является. Речь идет о романе Олега Стрижака «Мальчик». Он вышел ещё в 1993 году. Но тогда хлынул огромной поток литературы, и этот роман попросту потерялся.
«Это настоящий русский Марсель Пруст. Уникальная вещь, но, к сожалению, недописанная. Но даже и в таком виде она завораживает», — отметил Замшев.
Поговорили также и о «Литературной газете» — старейшем периодическом издании, основанном группой литераторов при ближайшем участии Александра Пушкина. Первый его номер вышел в 1830 году.
По словам главного редактора, планы у «ЛГ» всегда один и те же – регулярно выходить и искать всё самое интересное, что пишется и происходит в России.
«Культурная жизнь в стране очень богатая, поэтому проблем с контентом у нас нет. Хочется, чтобы всегда было что-то новое и интересное. Газета – не роман, который можно писать по плану, она зависит от приходящих факторов», — сказал Замшев.