В самарском филиале Третьяковской галереи открылась вторая по счету картинная выставка – «В круге цвета. Красный». Она посвящена русскому авангардизму, который захватил изобразительное искусство, начиная с 1910-х годов.
Это течение было неоднородным и пережило две волны. В экспозиции более 70 произведений, в которых красный цвет выступает если не доминантой, то яркой и важной деталью.
Переосмысление иконы
Первыми встречают гостей галереи участники выставки «Бубновый валет» 1910 года – Наталия Гончарова, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк и Василий Кадинский. Они противопоставили традиционному понятию красоты эпатажную альтернативу в виде упрощенных форм и самоценных живописных средств
Экспозиция открывается работами Гончаровой – яркого представителя неопримитивизма. Это течение в изобразительном искусстве, которое считают ранним этапом авангардизма. Самарцы могут посмотреть на наиболее известные работы художницы – «Женщина с подсолнухом» и триптих «Богоматерь». Художница заимствовала из языка иконописи лаконичность и ясность силуэтов, грубую живописную манеру.
В этом же зале представлена картина Василия Кандинского, на которой он запечатлел вечернюю Москву и мрачные работы Роберта Фальк, передающие через красный цвет душевный недуг автора.
Рядом, как бы для сравнения, размещены несколько икон неизвестных мастеров XV–XVIII веков. Они наглядно демонстрируют истоки экспериментов авангардистов.
Гвоздь программы
Главный экспонат этой выставки, конечно, знаменитое «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина. Картина была написана в 1912 году и принесла художнику мировую славу. В 1914 году полотно выставлялось в Швеции. Грянувшая Первая мировая война надолго задержала его за границей. Картина вернулась в семью художника лишь после окончания Второй мировой войны. Работу у вдовы живописца купила известный коллекционер искусства Казимира Басевич и преподнесла ее в дар Третьяковской галерее в 1961 году.
Петров-Водкин разрабатывал теорию «пластической формы». Отсюда его сферическая перспектива и взаимодействие трёх основных цветов: красного, синего и жёлтого как выражения «философских категорий бытия».
В картине «Купание красного коня» эпизод из быта коневодов превратился в символ целой эпохи страны. Споры по поводу символики и композиции продолжаются по сей день. Традиции древнерусского искусства соединились в картине с европейским символизмом, французским фовизмом и немецким экспрессионизмом. Самая популярная трактовка красного коня – провидческий образ всего кровавого и безумного XX века.
70 оттенков красного
Еще одно течение авангардизма – супрематизм. Здесь нас встретит Казимир Малевич с его «Девушкой с гребнем в волосах», а также Эль Лисицкий, Ксения Эндер, Иван Клюн и другие. Удивит инсталляция «Красная дверь» Михаила Рогинского, за которой нет совсем ничего.
В выставке также участвуют работы Татьяны Мавриной, Александры Экстер, Эрика Булатова, Виктора Пивоварова, Льва Кропивницкого и других художников.
Заканчивается экспозиция образцами социалистического реализма, который относили ко второй волне авангардизма. Оно было призвано прославлять новый мир, воцарившийся в стране. Красного цвета становится больше, иногда он заполняет собой почти все пространство. Яркие представители соц-арта - дуэт Виталия Комара и Александра Меламида. Они прославились работой «Идеальный лозунг». Работу Ивана Чуйкова «Дорожный знак» картиной не назовешь. Это живописно-скульптурный объект – буквальное воспроизведение знака «Обгон грузовым автомобилям запрещен» на синем объемном параллелепипеде.
В качестве постскриптума – инсталляция художницы Аллы Урбан «Вопрос». Сотни металлических спиц, обвитых красной тканью. Металл издает звуки. А если посмотреть сверху, то инсталляция напоминает отпечаток пальца.