Аргументы и Факты
samara.aif.ru
16+
Самара
Аргументы и Факты
samara.aif.ru
16+
Самара
Примерное время чтения: 2 минуты
39

Никакого шума. Самарский учёный изобрёл «умную» смазку для поездов

Наука в числе прочего призвана решать насущные проблемы людей и повышать качество их жизни. Одной из таких проблем, например, является повышенный шум от поездов. Он приносит немалый дискомфорт тем, кто живет вблизи железных дорог, и даже может привести ко многим проблемам со здоровьем. Устранить этот шум смогли самарские учёные.

Эмпирическим путём

Студент Самарского политеха, третьекурсник института нефтегазовых технологий Егор Сухов, разработал оригинальный состав фрикционной смазки для устранения высокочастотных шумов на железнодорожных путях. Запрос на технологию поступил в вуз от крупной российской корпорации – ОАО «РЖД».

Под руководством профессора кафедры «Радиотехнические устройства» Ильдара Ибатуллина студент работал над составом противоскрипной смазки, которая подавляет фрикционные автоколебания при торможении вагонов на сортировочных горках. Особенность этой смазки в том, что она не уменьшает момент трения его в отличие от существующих аналогов, а иногда даже увеличивает его.

Проблема высокочастотных шумов при торможении вагонов всегда актуальна для людей, живущих и работающих рядом с железной дорогой. Сегодня для защиты от шума используют, например, шумозащитные экраны, но их установка требует высоких начальных вложений и реконструкции железнодорожного полотна.

Егор Сухов предложил наносить на тормозные шины вагонных замедлителей инновационные смазочные материалы. Вводя в базовую смазку различные фрикционные добавки, он добился оптимального состава пасты, которая устраняет скрипы, скрежет и прочие высокочастотные звуки, но при этом не снижает тормозной эффект. Это особенно важно при манёвровых работах на сортировочных станциях.

«Подбор материалов для смеси проходил эмпирически. Пробовали буквально вообще всё, что было под рукой. И исходя из результатов, делали выбор. Главным «секретным» компонентом смазки стали металлические абразивы», - рассказал Егор Сухов.

Успешный стартап

Уникальность разработки заключается в методе нанесения смазочного материала и его принципе действия. Обычно фрикционные смазки наносятся на колеблющийся элемент конструкции, а эта разработана для нанесения на поверхность трения – то есть на колёса вагонов.

Егор Сухов и его научный руководитель уже провели лабораторные испытания прототипа рабочего состава смазки на четырёхшариковой машине трения.

Проект получил грант в 1 млн рублей на конкурсе Фонда содействия инновациям «Студенческий стартап». Сейчас Егор Сухов планирует создать опытную партию пасты и провести испытания на железной дороге.

«Продукт очень специфический, ведь в очень немногих областях деятельности нужно одновременно увеличивать силу трения, но при этом исключать сухой контакт рабочих поверхностей. Состав будет ещё дорабатываться после испытаний на объектах РЖД. Планируем продавать смазку в бочках по 200 литров. Также планируем выходить на рынок станкостроения», - рассказал учёный о дальнейших планах по развитию.

СПРАВКА
Это не первый научно-прикладной опыт студента. Ранее Егор Сухов вместе с одногруппниками создал магнитную мешалку для коррозионных исследований. Аппарат имитирует условия возникновения коррозии в трубопроводах и сепараторах. Он легче и компактнее прототипа, а также позволяет проводить испытания сразу в трёх ёмкостях и измерять скорость циркуляции жидкости.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах