aif.ru counter
62

Наследие «запасной столицы». Как военная история навсегда изменила Самару

15 октября 1941 года, в период тяжелейших боев с фашистскими войсками на подступах к Москве, Государственный комитет обороны издает постановление №801сс «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы». Правительственные учреждения, иностранные посольства, столичные театры уезжают на Волгу – в Куйбышев, как тогда назывался город Самара. Здесь они пробудут до 1943 года, а кто-то вернется в Москву еще раньше. Однако статус «запасной столицы» страны раз и навсегда изменит судьбу Самары. В следующем году исполняется 80 лет с момента выхода знаменитого постановления ГКО. Что же оставила «запасная столица» Самаре новейшего времени? На каком фундаменте сегодня строим мы свои планы и проекты?

Перед тем, как ответить на этот вопрос, зададим другой: почему ГКО выбирает в качестве запасной столицы именно Куйбышев? Решение принималось в критической ситуации: к концу ноября на некоторых участках фронта войска вермахта подойдут к Москве на 25-30 километров, но уже в октябре оставаться в столице было опасно. Ситуация менялась очень быстро и не лучшим образом. Но совершенно очевидно, что выбор Куйбышева был сделан отнюдь не «впопыхах».

Война с Гитлером, несмотря на договор между Германией и СССР, в начале 1940-х воспринималась как неизбежность. Рассматривался и «вариант 1812 года», то есть глубокое проникновение сильного врага на нашу территорию. Как вспоминал тогдашний нарком иностранных дел Вячеслав Молотов, вопрос был в том, до каких пределов придется отступать – до Смоленска или до самой Москвы. Это обсуждалось еще до начала войны, и, скорее всего, уже тогда возможной «столицей эвакуации» был выбран Куйбышев.

Инженерные шедевры запасной столицы

Первым лицам в «запасной столице» были нужны не просто квартиры и рабочие кабинеты. На случай приближения фронта к Волге требовались надежные бомбоубежища, откуда при любом сценарии развития событий можно было бы руководить страной и войсками. Специалисты Метростроя создали в Куйбышеве целую сеть подземных инженерных объектов. Показательны их неофициальные названия: «бункер Сталина», «бункер Калинина», «бункер Жукова», «бункер Берии»... Никто из этих людей не бывал в подземельях «запасной столицы» (да и вообще в военном Куйбышеве жил только Калинин), но народная традиция подчеркивает «всесоюзный» уровень построенных убежищ.

Самарские «подземелья вождей» долгое время оставались секретными объектами. Сейчас это наследство «запасной столицы» частично доступно туристам. Бункер Сталина стал музеем еще в 1990-е годы. Эта самарская достопримечательность известна во всем мире. «Бункер Жукова», заброшенный на рубеже столетий, понемногу восстанавливают – теперь сюда тоже водят экскурсии. Огромный «музейный» потенциал есть и у «бункера Калинина», где сохранились деревянные кресла и электрооборудование времен Великой Отечественной войны. Нужно бы распорядиться этим наследством по-хозяйски – например, устроить здесь музей «запасной столицы». Ведь мало какой город может похвастаться такими уникальными подземными сооружениями!

Дорогами дипломатов или новые городские традиции

В октябре 1941-го работавшие в СССР дипломаты покинули Москву и неожиданно для себя вместо Свердловска оказались в Куйбышеве. Город стал третьим в истории России (после Москвы и Санкт-Петербурга), где когда-либо работал иностранный дипломатический корпус.

Тема «Самара дипломатическая» интересна не только из-за событий глобального масштаба. Сейчас гости Самары, да и сами горожане с удовольствием посещают экскурсии, где рассказывают о жизни дипкорпуса в «запасной столице». К счастью, сохранились почти все здания, где располагались посольства, дипломатические и военные миссии 22 стран. Можно узнать о магазинах, где дипломаты покупали такие дефицитные для военного времени продукты, как красная рыба, черная икра и кофе. Эти истории стали основой для популярных туристических маршрутов города.

. Именно в Куйбышеве композитор Дмитрий Шостакович завершил свою легендарную симфонию.
Именно в Куйбышеве композитор Дмитрий Шостакович завершил свою легендарную симфонию. Фото: pobeda75samara.ru

Музыка Победы

Вместе с государственными и партийными учреждениями из Москвы в «запасную столицу» приехал Большой театр. Тенор Иван Козловский, балерина Ольга Лепешинская, дирижер Самуил Самосуд – звезды мирового уровня! Неудивительно, что частыми гостями на представлениях Большого стали члены правительства и иностранные дипломаты.

Главный театр страны обживался в Куйбышеве непросто. В первые дни эвакуации народные артисты, орденоносцы и лауреаты Сталинской премии жили вместе со всеми в обычных классах городских школ №81 и №32. Лишь через некоторое время квартирный вопрос начал решаться – так, артистам предоставили жилой дом на углу улиц Некрасовской и Степана Разина. Не было костюмов и декораций: многое пришлось оставить в Москве, а то, что удалось погрузить в отдельный поезд, погибло под фашистскими бомбами. Поэтому первые куйбышевские выступления Большого состояли из концертных номеров. Исполнители ролей Сусанина или Онегина выходили на сцену в обычных концертных костюмах. Но мастерство артистов «зажигало» зрителей так, что те даже не замечали, что у Сусанина на лацкане – орден Ленина. Только благодаря ударному труду костюмеров и рабочих, изготовлявших новые декорации, через несколько месяцев Большой театр смог давать полноценные спектакли и балетные представления, даже готовить премьеры.

Но главным событием в жизни Куйбышева театрального, безусловно, стала премьера Ленинградской симфонии, которую сегодня знает весь мир. Именно в Куйбышеве композитор Дмитрий Шостакович завершил свою легендарную симфонию.

Симфония №7 – не просто музыкальный шедевр. Это – метафора, яркое доказательство того, что даже во время страшных испытаний советский народ смотрел в будущее, верил в Победу.

Подробнее познакомиться с историей Самары-Куйбышева и наследием запасной столицы можно по ссылке.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах