70% износ городских коммуникаций - повсеместная проблема регионов страны. Бессчётные аварии тепловых сетей в предыдущую зиму, как в миллионниках, так и в перефирийных городах являются самым красноречивым подтверждением этому. Сетевая инфраструктура обветшала и требует масштабной реконструкции. От экспертов все чаще можно услышать, что модернизация возможна только с помощью частных вложений, это либо концессионные соглашения, либо расчет цены по методу альтернативной котельной.
Бурное развитие системы централизованного теплоснабжения в России началось почти 70 лет назад, именно в 50-е годы 20 века был создан разветвленный теплосетевой комплекс. Коммуникации обновлялись регулярно вплоть до переломных 90-х, когда сфера теплоснабжения перестала получать необходимые средства для обновления и развития. Как результат этого, в российских регионах эксплуатируются сети, которые не модернизировались десятилетиями.
Объемы ремонтных кампаний на теплосетях в городах недостаточны, по сути энергетики занимаются латанием дыр. На приведение всего комплекса тепловых сетей к нормативному состоянию надежности финансовых средств, заложенных в тариф, недостаточно. Необходимы инвестиции в триллионах рублей.
Не допустить коллапса
Значительный износ инженерных коммуникаций приводит к крупным чрезвычайным происшествиям. Минувшей зимой в Самаре после аварии на Стара-Загоре-Ташкентской более 60 тысяч жителей остались без теплоснабжения на двое суток. В момент порыва 22 января оказались затоплены горячей водой крупные дорожные развязки, движение в Промышленном районе города парализовало, пострадало несколько человек.
Трагедией закончилась авария на теплосети в Санкт-Петербурге в апреле этого года. Из-за порыва трубопровода с горячей водой, жилая квартира рядом стоящего дома была полностью затоплена, в результате чего погибла 63-летняя женщина, ожоги получил ее 30-летний сын.
Городские и региональные власти неоднократно подчеркивали, что износ сетей в городах Самарской области очень серьезный. Такие же оценки давали чиновники из других регионов, комментируя состояние инфраструктуры своих городов. Ежегодно в России перекладывается лишь 1,7% тепловых сетей, а нужно как минимум 4%.
Какая альтернатива?
Пути выхода из кризисной ситуации уже есть. Одним из оптимальных способов обновления теплосетевой инфраструктуры является переход к долгосрочным ценам с помощью метода «альтернативной котельной». Такая модель предполагает заключение соглашения между инвестором и муниципалитетом, при этом инвестору гарантируется возврат вложенных средств на долгосрочную перспективу, а потребитель защищен от непредсказуемого роста цены на тепло, и цена для него не зависит от затрат ресурсоснабжающей организации и ее неэффективности. Вместе с этим устанавливается предельный уровень цены по формуле, выше которого компания-поставщик тепла поднять цену не может, но она может продавать дешевле. Система фактически является инструментом для обеспечения гарантий привлечения значительных средств в модернизацию теплоснабжающего комплекса.
Такая модель рынка применяется уже в ряде регионов страны. Например, первыми на такую модель стала переходить Сибирская генерирующая компания (СГК). Уже сейчас ее представители говорят о том, что при внедрении модели «альткотельной» в регионе цена будет зависеть от того, какой объем инвестиций в модернизацию сетей город планирует получить. «Если говорить о 4-4,3 млрд руб. ежегодно, то, по нашим расчетам, тариф каждый год в течение 10 лет будет расти на 7-7,5%, из которых больше половины — поправка на инфляцию», — прогнозирует директор СГК Степан Солженицын.
С прошлого года «Альткотельная» действует в Рубцовске Алтайского края, а также небольшом поселке Линево в Новосибирской области. Благодаря переходу на новую модель небольшой город Рубцовск получил 20 км новых теплосетей и полностью обновленную систему теплоснабжения.
Сейчас ПАО «Т Плюс» и власти Самарской области обсуждают возможность перехода на метод формирования цены по принципу «альткотельной» в городах региона. Однако, чтобы принять такое комплексное решение, и муниципалитетам, и компаниям требуется время. Эти переговоры идут непросто. В ряде муниципалитетов, где сегодня обсуждается модель «альткотельной», региональные власти неохотно идут на подобные преобразования, не имея прямого указания с федерального уровня. К сожалению, преобразования происходят быстро только там, где ситуация уже дошла до критического уровня, где если вообще ничего не делать, вероятны аварии в системе теплоснабжения. Поэтому ситуация с реформами в теплоснабжении сейчас на перепутье.
Для оценки эффективности применения альтернативной котельной понадобится наработать дополнительный региональный опыт к уже имеющейся практике. Но уже сейчас понятно, что лишь при взаимодействии государства и инвесторов можно будет спасти жилищно-коммунальное хозяйство страны.