Глобальные цели
В послании Федеральному собранию в январе этого года Владимир Путин заявил о необходимости большей гибкости высшей школы для лучшего соответствия меняющемуся рынку труда и предложил предоставить студентам возможность выбирать направление профессиональной подготовки начиная с третьего года обучения, а не с первого, как сейчас. Нынешняя схема «4+2» — бакалавриат плюс магистратура — в таком случае превратится в «2+2+2». В эту схему заложен целый ряд инноваций для российского высшего образования. Во-первых, отложенный выбор, то есть возможность определить направление подготовки после окончания второго курса, а не при поступлении. Во-вторых, идея подготовки выпускников, которые смогут гибко встраиваться в рынок труда за счет широкой образовательной базы. В-третьих, мобильность.
О новинках в образовательных процессах рассказали на круглом слове «Основные векторы развития высшего образования в Российской Федерации», который прошёл в СГЭУ в финальный день инновационного форума «Мир в новой реальности: вызовы и возможности». Участникам были предложены три основные темы: диверсификация направлений подготовки кадров для экономики регионов, новые подходы и модели организации обучения, взаимодействие вузов с работодателями. Особой гостьей круглого стола стала Татьяна Рябко, директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ: «Мы живем в век цифровых технологий, и строим цифровую экономику. Поэтому наше образование должно стать гибким и универсальным. Круглый стол в СГЭУ помог нам найти ответы на эти вопросы. По поручению Правительства России во все образовательные стандарты, в рамках которого мы будем обучать студентов уже с 1 сентября, внесены цифровые компетенции. Разработаны два модуля: первый модуль ориентирован на айти направление и смежные с ним дисциплины. Второй модуль для других направлений образования, которые также содержат цифровые компетенции, это медицина, культура, ряд экономических и гуманитарных дисциплин. Те кейсы, которые будут представлены в рамках проведенного в СГЭУ форума, лягут в основу новых стандартов образования».
К конференции СГЭУ присоединилось более 300 университетов из 62 субъектов Российской Федерации, от Калининграда до Владивостока.
Как отметил в своем приветственном заместитель председателя правительства Самарской области Александр Фетисов, форум, инициированный СГЭУ, дает возможность обменяться мнениями и опытом.
«Я искренне рад приветствовать вас на форуме, который проходит в СГЭУ с 2013 года. В экономическом университете получают образование более 10 тыс. студентов и это, безусловно, очень важный центр подготовки кадров. Отдельно отмечу, что часто именно СГЭУ, является инициатором масштабных социальных проектов, в том числе федеральных. И сегодняшний круглый стол, тому подтверждение. На мой взгляд, он уникален. И это не просто громкие слова. Он объединил одной площадке руководителей более 300 российских университетов. Я уверен, что сегодня получится интересная дискуссия людей компетентных, заинтересованных. Вопросы, повестки актуальны и волнуют все университеты вне зависимости от статуса и целевой принадлежности. И я бы хотел еще раз поблагодарить ректора СГЭУ Светлану Ашмарину за инициативу, за то, что такая площадка получилась», - сказал Александр Фетисов.
Ректор СГЭУ Светлана Ашмарина, открывая круглый стол, подчеркнула важность темы и экспертный состав участников. Она поприветствовала тех, кто уже вступил на путь модернизации вузовской деятельности в соответствии с новыми государственными стандартами и готов поделиться успешными кейсами, пригласив принять активное участие в открытом диалоге всех собравшихся.
В этом году форум «Мир в новой реальности: вызовы и возможности» войдет в историю российской высшей школы. 26 мая по инициативе СГЭУ подписано соглашение о создании консорциума, направленного на развитие межрегиональной экосистемы молодежного предпринимательства. Все это позволяет пересмотреть перечень направления подготовки и начать обучение уже по новым федеральным образовательным стандартам.
Комментарии
Роман Кучин, ректор ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет».
Форум имеет важное значение, потому что подготовка специалистов в высших учебных заведениях не возможна без связи с реальным потребителем и заказчиком, чем глубже работодатель погружен в образовательный процесс, тем лучше результат мы получаем на выходе.
Бари Хаиров, И.о. ректора Сибирского госуниверситета телекоммуникаций и информатики
Современное состояние отечественной экономики и требования, которые выдвигают сложившиеся международные отношения, способствуют формированию новых форм сотрудничества, взаимодействию между реальным сектором экономики и организациями, которые оказывают образовательные услуги, формируют человеческий капитал.
Мы можем долго декларировать разные пожелания и требования. Вуз просит чего-то от бизнеса, бизнес требует от университетов современных высококлассных выпускников. Разные госпрограммы, планы и нацпроекты требуют очень быстрых перемен. Пора уже переходить к прикладным решениям и задачам. Думаю, данная площадка позволит нам обратить внимание на компетенции, имеющиеся в различных вузах, внедрить их на своих площадках
Александр Троицкий, врио ректора ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
Всегда наступает критический период, в который необходимо принимать решения. Сейчас мы пытаемся внедрить новые стандарты, но пока процесс идет неэффективно. Он требует большей инициативы, обмена практическим опытом, определение векторов развития в данный момент критически важно
Елена Зарубина, проректор по учебно-воспитательной работе медицинского университета «Реавиз», доктор медицинских наук, профессор:
- Любые вопросы, связанные с развитием высшей школы, актуальны. Особенно, когда происходит пересмотр структуры образования и подходов к нему. И поэтому очень важны такие конференции, где можно обменяться мнениями. Быстро развивающееся общество и те кризисы, которые сегодня сотрясают мировую экономику, должны отражаться на структуре образования. Наша цель – научить студентов не теряться в любой ситуации, которая может возникнуть в их работе.
Иван Александровский, заместитель начальника управления по работе со студентами и выпускниками ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет)» МИД РФ:
- Наша первоочередная задача – бороться с утечкой мозгов за рубеж. Поэтому моя сегодняшняя презентация посвящена программе по дополнительным мерам закрепления молодых специалистов в регионах России. Самарская область - наш партнер с 2019 года. У нас много студентов- выходцев из Самарской области, которых информируют о перспективах прохождения производственной практики, о возможностях трудоустройства на их малой родине.
Мы как столичный вуз не только заботимся о развитии собственного субъекта, но и стремимся к тому, чтобы страна развивалась равномерно, а не «из Москвы – в Нагасаки, из Нью-Йорка – на Марс». Хотелось бы, чтобы студенты оставались в России. У нас есть достаточно предприятий, у которых развит международный аспект – как частных, так и государственных. Наш вуз готовит в этом плане незаменимых, уникальных специалистов-международников - юристов, политологов, экономистов. Они могут быть востребованы не только в Москве, но и во всех субъектах и направлениях деятельности российского бизнеса.
Итоги программы подводить рано, но промежуточные имеются. К тому же вмешался коронавирус, из-за которого многие иногородние студенты не смогли после каникул вернуться в Москву, университет перешел на дистанционное обучение. А у студентов была большая преддипломная практика на малой родине. О статистике трудоустройства говорить пока рано, но мы отчитаемся.