Примерное время чтения: 6 минут
1167

Боевая керамика. Как Куйбышевская область обеспечила фронт автоизоляторами

История завода «Самарский Стройфарфор» связана с украинским городом Славянск, где начали выпускать разнообразную продукцию из фарфора и фаянса в конце XIX века. Но в годы войны предприятию пришлось менять прописку и номенклатуру продукции.

Танковые двигатели, авиационные моторы, радиосвязь и железнодорожный транспорт - оказывается, все это становится бесполезной грудой металла без керамики. Например, для работы двигателя нужны свечи зажигания, а их не сделать без керамических изоляторов. То же относится к оборудованию связистов. На начало войны пластмасса в радиотехнике практически не использовалась. Конденсатор, сопротивления и контактные разъемы изготавливались из керамики. Поэтому вопрос обеспечения армии керамическими изоляторами встал одним из первых.

После начала войны в Куйбышев было эвакуировано 40 предприятий, которые делали для фронта самолеты, двигатели и взрывчатку. Где строить завод по производству электрических изоляторов был решен быстро – производить необходимую керамику надо в Куйбышеве.

Розжиг печи.
Фото: «Самарский Стройфарфор»

Боевая керамика

В июле 1941 года на станцию Смышляевка Куйбышевской области из украинского Славянска было доставлено оборудование по производству кислотоупорной керамики. Технику сопровождало шесть рабочих и 36 учеников-подростков: вывезти все оборудование и рабочих не удалось – немецкое наступление было слишком стремительным. Перед небольшим коллективом  стояла практически невыполнимая задача: в кратчайшие сроки построить с нуля завод по производству изоляторов для оборонной промышленности.

21 ноября 1941 года Советом народных комиссаров СССР было подписано распоряжение о запуске завода автоизоляторов в Смышляевке. Согласно поставленной задаче, предприятие должно было выпускать всего три вида керамических автоизоляторов, но масштабы производства были впечатляющими – 15 миллионов штук в год.

1
 Фото: «Самарский Стройфарфор»

Пришла суровая зима первого военного года. Люди мерзли, недоедали – но стройка не прекращалась ни на день. Было очищено выделенное под производство помещение, демонтировано старое оборудование. Параллельно с подготовительными работами шло проектирование завода. Для проведения инженерных изысканий пришлось задействовать все имеющиеся ресурсы. Теплотехнические сооружения предприятия разрабатывал специалист из Главка наркомата промышленности строительных материалов  Скворцов. Силовую подстанцию и водоочистные сооружения помогли сделать сотрудники Куйбышевского индустриального института. Была проложена железнодорожная ветка для подвоза сырья и вывоза готовой продукции. Квалифицированные рабочие были на фронте, поэтому большая часть работ выполнялась силами подростков, прибывших  вместе с оборудованием с Украины.

Строительство тормозилось из-за отсутствия строительных материалов. Не было силовой станции, техники, сырья. Заводской транспорт из одной трехтонной машины и трех лошадей не успевал перебрасывать грузы со станции на площадку.  Ко всем трудностям прибавлялись проблемы с питанием заводчан. Но эти трудности не помешали выполнить поставленную задачу.

К октябрю 1942 года завод был готов к освоению производства глиноземистых автоизоляторов (дадим примечание ред. Что это такое) . А буквально через 4 месяца речь шла о том, как добиться наивысшего качества изделий.  Благодаря самоотверженному труду работников предприятия военная промышленность получила такие необходимые диэлектрики, а фронт - боевую технику.

На мирные рельсы

Расширение номенклатуры производимой продукции на предприятии началось еще до конца войны. Куйбышевское керамическое предприятие одним из первых в нашей области начало выпуск гражданской продукции. В 1944 году приказом наркома промышленности ССCР была поставлена задача о налаживании на базе Куйбышевского автоизоляторного завода  производства санитарно-строительного фаянса. И уже в 1945 году состоялся первый выпуск мирной продукции. После войны предприятие направило все силы на выпуск сантехники, в которой остро нуждалась строительная отрасль и население страны.

За несколько лет завод превратился из небольшого цеха в мощный производственный комплекс. Появился литейный цех, вводились в эксплуатацию печи периодического действия, заработали вспомогательные цеха, полностью преобразовались инженерные сети и коммуникации, а главное, осваивались новые технологии производства сантехники. В 1960 году запустили производство товаров народного потребления и облицовочной плитки.

В 90-е годы предприятие переживало серьезный кризис в связи с политическими и экономическими изменениями в стране. Самыми тяжелыми в истории завода стали 1997 – 1998 годы. Но завод не свернул свою деятельность и продолжил работать. Предприятие «Самарский Стройфарфор» продолжает работать и по сей день, его продукция хорошо известна далеко за пределами Самарской области.

Фото: «Самарский Стройфарфор»

Основные вехи развития завода в период Великой Отечественной войны:

  • распоряжение о запуске завода автоизоляторов – 21.11.1941;
  • выпуск первой партии опытных изоляторов – 06.11.1942;
  • приемка и пуск завода в эксплуатацию – декабрь 1942;
  • распоряжение о налаживании на базе Куйбышевского автоизоляторного завода производства санитарно-строительного фаянса – 1944;
  • ввод в действие основного цеха по выпуску санитарно-строительного фаянса – 10.08.1945;
  • запуск литейного цеха – 1946.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах