Учёные провели широкомасштабный эксперимент с участием детей в возрасте от 10 до 18 лет, учеников норвежских школ города Бергена.
В эксперименте каждый из детей в паре с другим незнакомым ему ребенком мог заработать деньги. Некоторые из школьников справлялись с этой задачей лучше и получали больше денег.
В конце эксперимента каждая пара получала всю сумму заработанных денег и один из членов пары, должен был разделить эти деньги, руководствуясь своими представлениями о справедливости.
В результате, примерно две трети школьников в возрасте от 10 до 11 лет делили полученные деньги строго поровну, независимо от затраченных усилий каждым школьником.
А вот школьники постарше делили деньги по затраченным на их заработок усилиям.Так, среди 18-летних подростков только 22% делили все поровну, а 43% большеую часть денег оставляли себе.
Таким образом, учёные выяснили, что с возрастом представления о справедливости у детей меняется от эгалитаристских в сторону учета заслуг.
Исследователи отмечают, что эти результаты позволят учителям лучше понимать школьников, формировать более гармоничные классы, лучше мотивировать детей к учебе.
Кроме того, это поможет социологам глубже понять, как формируются представления о справедливости в обществе в целом.