Самара, 10 октября - АиФ-Самара.Эдуард Казарян создал около тысячи микроминиатюр, любая из которых может служить примером беспредельности человеческих возможностей. Разглядеть творение рук мастера можно только под микроскопом или при помощи очень мощного увеличительного стекла. Например, караван верблюдов, идущий внутри полого человеческого волоса. В качестве рамки для этой композиции было использовано ушко обычной швейной иголки. Диаметр «волоса-тоннеля» составляет всего 90 микрометров, верблюды же, совершающие по нему путешествие, имеют размеры в 100 раз меньше диаметра волоса. Уникальность работ Казаряна признана во всем мире, многие из них внесены в книгу рекордов Гиннеса, причем рекорды эти до сих пор ни кем не побиты.
Эдуард Казарян родился в Ереване в 1923 году. Окончил государственную консерваторию имени Комитаса. С детства художник сам изготавливал скрипки и уже к 20 годам он был известным скрипичным мастером, на инструменты его работы был очень большой спрос. Одновременно со скрипками традиционных размеров он начал делать и миниатюрные копии музыкальных инструментов. Самым уникальным миниатюрным инструментом его работы является скрипка длинной всего 7 миллиметров, при этом, обладая достаточной сноровкой, на этой крохе можно играть. Самым же маленьким музыкальным инструментом работы Казаряна является скрипка длинной всего четверть миллиметра и весом 0,003 грамма. При этом музыкальный инструмент состоит из 56 частей и сделан из традиционных для этого инструмента материалов.
Позднее Казарян начал изготавливать миниатюры и на другие темы. В качестве материалов для своих работ художник использовал человеческий и конский волос, половинки рисовых зерен, песчинки, мельчайшие пылинки драгоценных камней и благородных металлов. Среди его работ поражали портреты К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина, поразительно схожих с оригиналами, но выполненных вместе на половине рисового зерна. В 70-х годах Эдуард Казарян создал в своем искусстве микроминиатюры новое направление - движущиеся микрофигуры. В 1975 году в Политехническом музее в Москве демонстрировались первые его микроскульптуры с движущимися микрофигурками. Более четверти века эти работы остаются непревзойденными и необъяснимыми.
Эдуард Казарян и дальше совершенствовал свое искусство. В последнее время у его микрофигур, сделанных в статичном исполнении, непонятным образом начинают двигаться голова, рука, при полной неподвижности остальной части тела. Инструменты для изготовления миниатюр художник использовал самые обычные – сверла, резцы, скальпели, надфили и пинцеты. Вот только размер этих инструментов были в десятки раз меньше традиционных и все работы делались при помощи микроскопа или мощного увеличительного стекла. И право на ошибку у мастера не было, например, черты лица приходилось рисовать одним движение резца или кисти, а исправить неточное движение было невозможно. Повторить что то подобное стало возможным только сейчас, с развитием современных технологий. Мощный Macbook Pro может воссоздать некоторые работы мастера.
Весной этого года великого мастера не стало. Но его работы по-прежнему продолжают радовать и удивлять тысячи людей во всех странах мира. Приобщиться к творчеству мастера теперь могут и самарцы. Выставка работ Эдуарда Казаряна «Восьмое чудо света» сейчас идет в историко-краеведческом музеи им. П.В. Алабина.