Аргументы и Факты
samara.aif.ru
16+
Самара
Аргументы и Факты
samara.aif.ru
16+
Самара
Примерное время чтения: 5 минут
766

Десятки миллиардов: сколько стоит модернизация трамвайной сети Самары

Марина Рудой / АиФ

Трамвай в Самаре считался одним из самых удобных транспортных средств, но в последние два года горожане всё чаще стали жаловаться на то, что уехать на нем очень трудно: ждать приходится по 30 – 40 минут, иногда – больше часа, в вагон, особенно в пиковое время, просто не влезть.

А жители отдаленных районов – Крутые Ключи, Южный город и Волгарь неоднократно выступали с предложением пустить электротранспорт к ним, так как на автобусах уехать невозможно.

Редакция «АиФ.Самара» разобралась в причинах возникших проблем и перспективах на будущее.

Узкие места на рельсах

На совещании, посвященном общественному транспорту, глава Самары Елена Лапушкина обозначила основные проблемы – серьезный износ подвижного состава, инфраструктуры, нехватка кадров, в первую очередь водителей и кондукторов.

«Мы осознаем, что работа транспорта очень сильно влияет и на социальное настроение людей, понимаем степень своей ответственности. Поэтому из года в год на транспорт закладываем в бюджете города значительные средства», – заявила она,  добавив, что в 2023 году на эти нужды было выделено около 2 млрд рублей, на 2024 год в бюджете города предусмотрена та же сумма. Но и этого финансирования недостаточно.

На модернизацию всей инфраструктуры Лапушкина попросила добавить ежегодно 3 млрд рублей на ремонт трамвайных путей, закупку новых трехсекционных вагонов и ремонта по 10 трамвайных вагонов с учетом увеличения подвижного состава.

Губернатор Дмитрий Азаров согласился оказать помощь, но только в том случае, если город представит четкий план действий. Срок подачи документа – две недели.

Износ выше 70%

В прошлом году Общественная палата Самарской области заслушала доклад о состоянии транспортной системы. Представитель мэрии Александр Ерополов рассказал, что ежегодно в Самаре перевозят 160 млн пассажиров.

Главной проблемой чиновник назвал износ подвижного состава: автобусов – более 69%, трамваев и троллейбусов – выше 70% (к концу 2023 года оценка износа дошла до 80%). Износ трамвайных путей составил 50%, из них 13% находятся в откровенно неудовлетворительном состоянии и скорость передвижения ограничена.

Он добавил, что ТТУ пытается ремонтировать рельсы, но финансирование крайне ограничено, в 2022 году удалось привести в порядок только 1 км путей. Было предложение от компании «Мовиста Регионы Самара» – отдать пути в концессию, с обязательствами отремонтировать часть путей в старом городе, проложить новые в 15-м микрорайоне и закупить 45 трехсекционных вагонов. Но после взвешенной оценки от идеи пока отказались – слишком дорогое обслуживание договора.

В 2023 году в Самару было закуплено 12 новых современных трамваев из Белоруссии. Четыре уже поступили, поставка остальных задерживается по вине партнеров.

Еще один вариант обновления парка был предложен в прошлом году. Это ремонт уже имеющегося состава. По словам чиновников, в самарском ТТУ сейчас числится 330 трамвайных вагонов Tatra выпуска 1970 -1990-х гг.. Срок службы  – 25 лет, но сделаны они качественно, так что могут подойти под программу модернизации. Она предусматривает установка новых корпусов на пусть не новые, но прочные, качественные тележки. Такой вариант дешевле в 2,5 раза, чем закупка новых вагонов. По ценам 2023 года один новый вагон стоил почти 70 млн рублей. Деньги на начало модернизации в размере 145 млн рублей были выделены.

Кадровый голод

Большой проблемой остается нехватка водителей и кондукторов. В прошлом году она составляла от 30% до 40%. Работа сложная, на смену приходится выходить в 4 утра, большая ответственность, а предлагаемая заработная плата всего лишь 15 – 25 тысяч рублей.

В 2023 году ТТУ повысил оплату труда, но явно недостаточно. Верхняя планка зарплаты кондукторам стала 32 тысячи рублей, водителям – 39 тысяч рублей. Как ранее выяснил корреспондент «АиФ. Самара», и эти деньги сложно получить, так как простои никто не оплачивает, а они случаются часто. В итоге, за месяц может набежать всего лищь тысяч 25.

Молодежь предпочитает зарабатывать не таким трудным способом, вакансий в Самаре и регионе достаточно.

Точно такая же ситуация с водителями троллейбусов. У автобусных перевозчиков зарплата выше, но и там кадровый голод не преодолен, водителей нет и возможности их привлечь почти исчерпаны. К тому же идет жесткая конкуренция за «человеческий капитал» между регионами. Многие готовы возить к себе нужных работников вахтовым методом. ТТУ Самары предлагает такой вариант, но пока он не срабатывает.

Пробки на рельсах

Одной из неочевидных для горожан проблем с нерегулярностью трамвайных рейсов стали пробки, в которых трамваи стоят вместе с автомобилями часами. Сейчас обособленные участки составляют 55% от всех путей. Основные места задержек – Старый город и ветки в Железнодорожном районе, где нет выделенки. Скорость здесь падает до 4 км/час, как говориться, пешком быстрее.

По мнению экспертов, в минимально необходимом варианте надо сделать обособленные трамвайные пути на улицах Полевая, Галактионовская, Арцыбушевская, Красноармейская, Фрунзе, Венцека, Пионерская, Чапаевская, Урицкого, Пензенская (от Урицкого до Дачной), Дачная, Мичурина и других. Но это требует иного подхода ко всей организации движения.

Миллиарды для комфорта

Эксперты дали оценку предполагаемым затратам. Например, если не просто выделить полосы, а построить полноценные платформы, что гораздо удобнее для пассажиров, то придется потратить 1,2 млрд рублей, причем всего лишь на четыре улицы – проспект Ленина, Ново-Садовая, Демократическая и Ташкентская. Реконструкция путей и строительство платформ в Самарском и Ленинском районах потребуют 2,4 млрд рублей финансирования. Общая оценка для всей городской сети – от 3,1 до 4,3 млрд руб., реконструкция тяговых подстанций – от 800 млн до 3 млрд руб.

Мечты жителей Волгаря и Южного города о комфортном трамвайном сообщении обойдутся бюджету в круглые суммы. Строительство трамвайных линий по направлениям территория Стрелки, проспекту Карла Маркса, в пос. Волгарь и Южный город вдоль Кряжского шоссе и отдельной линии вдоль Южного шоссе, плюс – трамвайного депо будет стоить 36,4 млрд рублей.

Жителям Кошелев-парка и Крутых Ключей на строительство трамвайных веток не стоит рассчитывать совсем. Для них оптимальным станет запуск проекта городской электрички. Но это пока только проект.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах