Примерное время чтения: 5 минут
631

Десятки миллиардов: сколько стоит модернизация трамвайной сети Самары

Марина Рудой / АиФ

Трамвай в Самаре считался одним из самых удобных транспортных средств, но в последние два года горожане всё чаще стали жаловаться на то, что уехать на нем очень трудно: ждать приходится по 30 – 40 минут, иногда – больше часа, в вагон, особенно в пиковое время, просто не влезть.

А жители отдаленных районов – Крутые Ключи, Южный город и Волгарь неоднократно выступали с предложением пустить электротранспорт к ним, так как на автобусах уехать невозможно.

Редакция «АиФ.Самара» разобралась в причинах возникших проблем и перспективах на будущее.

Узкие места на рельсах

На совещании, посвященном общественному транспорту, глава Самары Елена Лапушкина обозначила основные проблемы – серьезный износ подвижного состава, инфраструктуры, нехватка кадров, в первую очередь водителей и кондукторов.

«Мы осознаем, что работа транспорта очень сильно влияет и на социальное настроение людей, понимаем степень своей ответственности. Поэтому из года в год на транспорт закладываем в бюджете города значительные средства», – заявила она,  добавив, что в 2023 году на эти нужды было выделено около 2 млрд рублей, на 2024 год в бюджете города предусмотрена та же сумма. Но и этого финансирования недостаточно.

На модернизацию всей инфраструктуры Лапушкина попросила добавить ежегодно 3 млрд рублей на ремонт трамвайных путей, закупку новых трехсекционных вагонов и ремонта по 10 трамвайных вагонов с учетом увеличения подвижного состава.

Губернатор Дмитрий Азаров согласился оказать помощь, но только в том случае, если город представит четкий план действий. Срок подачи документа – две недели.

Износ выше 70%

В прошлом году Общественная палата Самарской области заслушала доклад о состоянии транспортной системы. Представитель мэрии Александр Ерополов рассказал, что ежегодно в Самаре перевозят 160 млн пассажиров.

Главной проблемой чиновник назвал износ подвижного состава: автобусов – более 69%, трамваев и троллейбусов – выше 70% (к концу 2023 года оценка износа дошла до 80%). Износ трамвайных путей составил 50%, из них 13% находятся в откровенно неудовлетворительном состоянии и скорость передвижения ограничена.

Он добавил, что ТТУ пытается ремонтировать рельсы, но финансирование крайне ограничено, в 2022 году удалось привести в порядок только 1 км путей. Было предложение от компании «Мовиста Регионы Самара» – отдать пути в концессию, с обязательствами отремонтировать часть путей в старом городе, проложить новые в 15-м микрорайоне и закупить 45 трехсекционных вагонов. Но после взвешенной оценки от идеи пока отказались – слишком дорогое обслуживание договора.

В 2023 году в Самару было закуплено 12 новых современных трамваев из Белоруссии. Четыре уже поступили, поставка остальных задерживается по вине партнеров.

Еще один вариант обновления парка был предложен в прошлом году. Это ремонт уже имеющегося состава. По словам чиновников, в самарском ТТУ сейчас числится 330 трамвайных вагонов Tatra выпуска 1970 -1990-х гг.. Срок службы  – 25 лет, но сделаны они качественно, так что могут подойти под программу модернизации. Она предусматривает установка новых корпусов на пусть не новые, но прочные, качественные тележки. Такой вариант дешевле в 2,5 раза, чем закупка новых вагонов. По ценам 2023 года один новый вагон стоил почти 70 млн рублей. Деньги на начало модернизации в размере 145 млн рублей были выделены.

Кадровый голод

Большой проблемой остается нехватка водителей и кондукторов. В прошлом году она составляла от 30% до 40%. Работа сложная, на смену приходится выходить в 4 утра, большая ответственность, а предлагаемая заработная плата всего лишь 15 – 25 тысяч рублей.

В 2023 году ТТУ повысил оплату труда, но явно недостаточно. Верхняя планка зарплаты кондукторам стала 32 тысячи рублей, водителям – 39 тысяч рублей. Как ранее выяснил корреспондент «АиФ. Самара», и эти деньги сложно получить, так как простои никто не оплачивает, а они случаются часто. В итоге, за месяц может набежать всего лищь тысяч 25.

Молодежь предпочитает зарабатывать не таким трудным способом, вакансий в Самаре и регионе достаточно.

Точно такая же ситуация с водителями троллейбусов. У автобусных перевозчиков зарплата выше, но и там кадровый голод не преодолен, водителей нет и возможности их привлечь почти исчерпаны. К тому же идет жесткая конкуренция за «человеческий капитал» между регионами. Многие готовы возить к себе нужных работников вахтовым методом. ТТУ Самары предлагает такой вариант, но пока он не срабатывает.

Пробки на рельсах

Одной из неочевидных для горожан проблем с нерегулярностью трамвайных рейсов стали пробки, в которых трамваи стоят вместе с автомобилями часами. Сейчас обособленные участки составляют 55% от всех путей. Основные места задержек – Старый город и ветки в Железнодорожном районе, где нет выделенки. Скорость здесь падает до 4 км/час, как говориться, пешком быстрее.

По мнению экспертов, в минимально необходимом варианте надо сделать обособленные трамвайные пути на улицах Полевая, Галактионовская, Арцыбушевская, Красноармейская, Фрунзе, Венцека, Пионерская, Чапаевская, Урицкого, Пензенская (от Урицкого до Дачной), Дачная, Мичурина и других. Но это требует иного подхода ко всей организации движения.

Миллиарды для комфорта

Эксперты дали оценку предполагаемым затратам. Например, если не просто выделить полосы, а построить полноценные платформы, что гораздо удобнее для пассажиров, то придется потратить 1,2 млрд рублей, причем всего лишь на четыре улицы – проспект Ленина, Ново-Садовая, Демократическая и Ташкентская. Реконструкция путей и строительство платформ в Самарском и Ленинском районах потребуют 2,4 млрд рублей финансирования. Общая оценка для всей городской сети – от 3,1 до 4,3 млрд руб., реконструкция тяговых подстанций – от 800 млн до 3 млрд руб.

Мечты жителей Волгаря и Южного города о комфортном трамвайном сообщении обойдутся бюджету в круглые суммы. Строительство трамвайных линий по направлениям территория Стрелки, проспекту Карла Маркса, в пос. Волгарь и Южный город вдоль Кряжского шоссе и отдельной линии вдоль Южного шоссе, плюс – трамвайного депо будет стоить 36,4 млрд рублей.

Жителям Кошелев-парка и Крутых Ключей на строительство трамвайных веток не стоит рассчитывать совсем. Для них оптимальным станет запуск проекта городской электрички. Но это пока только проект.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
АиФ-Опрос

Покупает ли вы алкогольные напитки на розлив?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах