Рассуждаем об этом с Людмилой Попковой, доцентом кафедры зарубежной истории и директором Центра гендерных исследований СамГУ.
Своя комната
АиФ в Самаре: Людмила Николаевна, добились всё-таки феминистки того, за что боролись?
Людмила Попкова: Вопросы, которые поднимали борцы за права женщин в XIX веке, окончательно не ушли в прошлое. Многие из них актуальны и сейчас.
До сих пор сильно убеждение, что «счастье женщины - в семье». Отдельно от семьи женщина не существовала, за неё всё решали отец, опекун или муж. У женщины в семье не могло быть своей комнаты. И до сих пор нет. Это значит, что нет пространства для своей собственной, отдельной от семьи жизни. Моя подруга-архитектор, которая проектирует интерьер для современных домов в Самаре, рассказывает: строят трёхэтажный коттедж, там много разных помещений. У мужа - свой личный кабинет, у каждого из детей - по комнате. Но у хозяйки дома своей комнаты никогда нет. У неё есть кухня и есть гостиная, которые одновременно являются общим пространством. В патриархальном понимании женщина всегда должна демонстрировать свою зависимость, слабость, у неё обязательно должен быть защитник. Эта модель исторически подкреплялась правовым статусом женщин. Замужние женщины не могли инициировать развод; молодые девушки имели совсем не те же имущественные права, что их братья. Права выбора своей судьбы они не имели.
- Неужели никому не удавалось вырваться из этого замкнутого круга?
- В середине XIX века единственный путь, который нашли молодые девушки, чтобы обрести самостоятельность, - это фиктивный брак. Они заключали такие браки со своими товарищами и тогда могли получить паспорт, поехать за границу учиться. Софья Ковалевская - яркий пример такого поступка. Ковалевский, её фиктивный муж, стал потом её настоящим мужем - они полюбили друг друга.
- Чем-то отличался российский феминизм от европейского?
- Работницы и крестьянки не поднимали женский вопрос. Это делали образованные женщины и либерально настроенные мужчины. И они были в меньшинстве. Почему же женщины не роптали? Потому что они сами воспринимали это положение как естественное. Женщина своей репродуктивной функцией предназначена быть в семье - это основная концепция патриархата, которая и сегодня имеет немало сторонников. Вот это разделение на два принципиально разных вида, две различные биологические сущности - очень устойчивая матрица мышления. Полки популярной психологии и сегодня заполнены книгами вроде «Мужчины - с Марса, женщины - с Венеры». Это признание своей неполноценности, ощущение себя «вторым полом» - не равным, не главным, а именно вторым по значимости, - одно из главных препятствий к освобождению женщины. Законы и практика равноправия меняют ситуацию, но этого недостаточно, пока женщины сами себе не дадут право быть самостоятельными, независимыми, не начнут воспринимать себя как личность.
Эмансипация по-советски
- Но, говорят, советской эмансипации завидовали западные феминистки?
- Задача добиться политических прав для женщин была решена в России в 1917 году. Временное правительство провозгласило всеобщее избирательное право, куда уже были включены женщины. Помимо избирательного права женщины получили право на образование, профессию, экономическую самостоятельность. Но в первую очередь, как считают исследователи, делалось это ради вовлечения женщин в общественное производство, а вовсе не с целью эмансипации. Да, Советский Союз демонстрировал самый большой процент работающих женщин. Но к управлению государством, к руководящим ресурсам разве они были допущены? Фурцева - наша единственная советская икона равноправия. Эмансипации «по-советски» очень завидовали западные женщины. Когда началась перестройка, к нам приезжала одна американка. И удивилась: почему у вас женщины не гордятся, что они везде работали, сидели за рулём трактора, пахали поля? Многие отвечали: «Когда вы начали бороться за то, чтобы сесть на трактор, мы уже боролись за то, чтобы с него слезть!» Женщины в оранжевых жилетах - это не эмансипация! Это тяжёлый труд, на который они идут из-за безвыходности положения. Эмансипация - это когда нынешний министр обороны ФРГ - женщина, мать семерых детей. Я уж не говорю про канцлера.
- Политические права женщины получили, а как же семейный вопрос?
- Основной «контракт» советской женщины - это «работающая мать». Работа для подавляющего большинства женщин была экономической необходимостью, вместе с тем материнство становилось государственной обязанностью.
- Кажется, и сегодня не многое изменилось.
- Сегодня мы видим возрождение этого тренда. С высоких трибун рассказывают, что нужно создавать семью и иметь трёх детей, которые непонятно за счёт чего будут существовать. Вы рожайте, мы вам дадим 450 тысяч. Ну что такое 450 тысяч при современных ценах на жильё? Конечно, на кого-то вся эта идеология действует. Но как показывает современная социология, молодое поколение делает именно свой, свободный, осознанный выбор. Если женщина рожает троих детей, она это делает не в силу идеологии, а потому, что это её выбор.
- Но ведь и сейчас на незамужних, бездетных женщин многие косо смотрят.
- Такое давление есть, но его всё меньше. Просто у нас перед глазами пока что мало примеров разного выбора, разных моделей поведения женщин, разных типов семей. В Европе такое разнообразие процветает! Но и у нас «тихой сапой», своими повседневными практиками современные девушки меняют парадигму этих отношений. Брак не становится самоцелью, качество отношений оказывается гораздо важнее.
- А не кажется вам, что благодаря женской самостоятельности мужчины становятся более инфантильны? Раз жена сама и денег заработает, и детей воспитает, можно расслабиться и ничего не решать.
- Это известная проблема в нашей стране, и она не связана с эмансипацией. Скорее, это наследие советского строя, когда мужчины были отстранены от принятия решений в семейной жизни. Женщины должны были работать, заниматься домашним хозяйством, а также ребёнком и его проблемами. Эту модель социологи назвали «отсутствующий отец». Отцы не ходили на родительские собрания, не вникали. Не мужское это дело! Мужское дело - прийти с работы и лечь на диван. Но сегодня - это уже вопрос отношений, договора. Если женщина берёт это всё на себя, если она согласна на такое распределение ролей, то так и будет. На Западе после эмансипации мужчины не сложили с себя ответственность, хотя разделять домашние обязанности с женами тоже не торопились. На отказ от традиционных моделей поведения уходит много времени. В восьмидесятые годы к нам приезжали западные феминистки и спрашивали: «Как вы боретесь с мужчинами?» - «А что с ними бороться? Нам бы с дивана их поднять!»
- Есть ли феминистское движение в Самаре?
- В 1990-е годы в городе было несколько организаций, выступающих за права различных групп женщин, сейчас я не наблюдаю такой активности. Женского движения нет. Правда, в последние годы стали появляться группы молодых феминисток, активных в соцсетях, входящих в правозащитное движение. В Самаре на протяжении последних 20 лет очень заметны организации деловых женщин. Самостоятельный бизнес, профессиональная карьера - вот что привлекает самарских женщин, которые начинают объединяться и для решения общих женских проблем.
- Чего бы вы хотели пожелать самарским женщинам 8 Марта?
- В нашей стране, в отличие от всего остального мира, этот праздник потерял своё политическое содержание, превратился в день весны, конфет и цветов. Хорошо, что хоть раз в год мужчины вспоминают об уважении и любви к женщинам, стараются порадовать своих жён, подруг. Женщинам в этот день я пожелала бы верить в себя, прислушиваться к себе и добиваться того, чего они хотят.