В целом закон направлен на либерализацию уголовного законодательства в сфере «мягких» преступлений. При этом лишение свободы за незначительные проступки совсем не отменяется, так как верхние пределы, которые определяют степень общественной опасности содеянного, остаются прежними. В 11 составах преступлений в качестве основного вида наказания будет применяться штраф, а санкции по 12 составам дополнились исправительными работами. В 112 составах из нижних пределов наказания исчезли исправительные работы и арест.
Революционные изменения коснулись таких чисто уголовных статей как «кража», «грабеж», «умышленное нанесение телесных повреждений», «угроза убийством», «мошенничество», «клевета», «принуждение к изъятию органов для трансплантации». Другая группа – преступления экономического характера: «незаконная банковская деятельность», «незаконное предпринимательство», «легализация денежных средств и имущества, приобретенных преступным путем», «манипулирование ценами на рынке ценных бумаг», «коммерческий подкуп», «уклонение от уплаты налогов», «нарушение тайны переписки и телефонных переговоров», «подкуп участников и организаторов спортивных соревнований» и другие. Судьи получили возможность выносить приговоры более дифференцированно, в зависимости от каждой конкретной ситуации. Можно будет маневрировать, если приговоренный к условному осуждению во время испытательного срока совершит умышленное преступление небольшой и средней тяжести или преступление по неосторожности. В подобных случаях вопрос об отмене или о сохранении условного осуждения будет решаться опять же судом.
Как уверяют юристы, рецидивисты и действительно опасные для общества криминальные элементы будут сидеть, а вот те, кто оказался новичком, особенно по бытовым и экономическим преступлениям, получат наказание, не связанное с лишением свободы. Это уже вопрос нашей социальной культуры – снизить проникновение тюремной субкультуры в нормальное общество. Изоляция в специфических кругах не сможет перевоспитать оступившегося, не даст ему шанс на исправление. По мнению законодателей, поправки скорректируют правоприменительную практику, которая сегодня носит отчетливый карательный уклон. Единственное, что вызывает сомнение, насколько правильно судьи станут использовать свое право «индивидуального подхода», ведь излишняя мягкость решений всегда вызывает подозрение в их личной заинтересованности. Тем более, когда обвиняемый «перспективный» и имеет возможность заплатить штраф.
Между тем, на форумах граждане активно обсуждают изменения, и большинство воспринимают либеральный поход положительно: «Ломать жизнь человека за всякую мелочь ни к чему, ведь он же обязательно выйдет, но уже совсем другим. Если уж сажать, то так, чтоб мозги не пропитались зоной, но это практически трудно реализуемо. А так, поймали дурачка за мелочь какую-то, впаяли штраф тысяч 100, поставили на учет. И этот дурачок уже будет знать, что он «под колпаком», будет ходить отмечаться. Это в корне поменяет отношение к жизни большинства людей». Однако есть и те, кто опасается разгула уличной преступности. Но их успокаивают, - наказания за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие останутся такими же, что и раньше, по закону «откупиться» от них нельзя.
Цифры и факты
Одна из причин либерализации уголовного законодательства – острая нехватка «посадочных» мест в России. По подсчетам Минюста, число отбывающих реальное наказание должно сократиться примерно на треть. Сегодня в стране насчитывается около 1 миллиона заключенных, которые томятся в семи тюрьмах, 657 исправительных колониях (из них - 160 колоний-поселений) и 62 воспитательных колониях для малолетних преступников. Смягчение наказания очень удачно вяжется и с реформой уголовно-исполнительной системы, которая предполагает обязательное сокращение количества «закрытых».