Происходило это в рамках проекта «Неделя финансовой грамотности в регионах России». Масштаб акции определялся не только числом городов и количеством мероприятий, но и тем фактом, что её поддержали сами участники финансового рынка – биржи, брокерские компании, банки, а также научные и образовательные центры. О целях и задачах Недели говорим с председателем экспертной группы по финансовому просвещению при федеральной службе по финансовым рынкам России, председателем наблюдательного совета ГК «АЛОР» Анатолием ГАВРИЛЕНКО.
Научить инвестора
- Анатолий Григорьевич, можно ли сегодня воспитать подготовленного к принятию финансовых решений гражданина? Ведь население с известной долей недоверия относится к любой финансовой структуре. - Недоверие вызвано тем, что народ просто недопонимает, что из себя представляют финансовый рынок и люди, работающие в этой сфере, какие этот рынок сулит выгоды и риски. Скажем, граждане думают, что, купив акции, они уже через неделю должны получить прибыль. Между тем повышение финансовой грамотности населения – одно из важных условий для формирования в стране «класса» именно долгосрочных инвесторов. Наши мероприятия, которые мы проводим в ходе Недели, как раз и предназначены для людей, интересующихся, как устроен финансовый рынок в России.
- Почему финансовым просвещением народа занялись только сейчас? - Потому что государство наконец поняло, что залогом успешной экономики страны может быть только российский инвестор. Причём гражданин, который живёт не только в Москве или Питере, но и в других регионах. При такой разбросанности населения нашей страны иметь один город в качестве межфинансового центра в корне неправильно. Поэтому экспертная группа по финансовому просвещению при ФСФР России и выступила организатором проекта «Неделя финансовой грамотности в регионах России», чтобы довести нужную информацию до людей. Вторая причина, побудившая нас к проведению столь масштабного мероприятия, – рост количества денежных пирамид. В 2009-м и в 2008 годах россияне потеряли в таких мошеннических структурах миллиарды рублей. А ведь это деньги, которые заработаны их собственным трудом. Есть люди, которые отдают в «пирамиды» последнее. Поэтому, если мы хотим построить цивилизованный рынок, мы обязаны нашим гражданам объяснять, где правильный рынок, цивилизованный, который контролируется государством, и где рынок анархический.
Наша аудитория
- На какую аудиторию рассчитаны ваши занятия? - Самые активные слушатели - студенты. Они получают хорошее экономическое образование, но им не хватает практики работы на нашем рынке. Их дипломные работы посвящены теоретическим проблемам, пусть и значительным, но вот нужд современного финансового рынка они не знают. Ещё одна группа - частные инвесторы, те, кто задумывается о будущей пенсии или хочет научиться распоряжаться своими сбережениями.
Мы рассказываем им, что такое паевые инвестиционные фонды и чем они отличаются от МММ; чем «говоруны» отличаются от «молчунов», что такое софинасирование пенсии; предупреждаем, как не стать жертвой мошенников и что надо сто раз подумать, прежде чем ввязываться в сверхрискованные трудноконтролируемые игры. Такие, например, как ФОРЕКС. Наконец, с удовольствием работаем и со школьниками. С младых ногтей им нужно объяснять, что такое деньги и как помогать родителям их экономить, рассказывать об истории и будущем финансового рынка в России. - А какое это будущее? - Появятся тысячи финансовых консультантов, они будут советовать людям, как лучше вложить деньги, чтобы те «росли». Простой гражданин сможет прикупить акции «Макдоналдса», Билла Гейтса.
Но мне больше по душе другое развитие событий. Рядовой самарец пойдёт в местное отделение известной финансовой компании и вложится в «голубые фишки» предприятий своего региона. Ведь он знает, что происходит на конкретном предприятии, как уходит продукция, кто там работает. А зная это, понимает: создавая своими инвестициями дополнительную стоимость на этом предприятии, он увеличивает и ценность своих акций. Думаю, такое время не за горами. Приблизить его нам поможет и опыт, полученный в результате проведения Недели.