В театре-студии «Грань» появился еще один спектакль - шедевр. На днях в Новокуйбышевске состоялась премьера трагедии Фридриха Шиллера «Мария Стюарт». В основе него реальные события, произошедшие в Англии, в середине XVI века.
В 1568 году шотландскую королеву Марию Стюарт из-за подозрения в причастности к убийству мужа изгоняют из страны. Она бежит в Англию в надежде найти защиту у английской королевы Елизаветы Тюдор. Королева Англии принимает у себя Марию Стюарт, но отправляя её в темницу.
События в пьесе разворачиваются за три дня до казни Марии Стюарт. Благодаря выстроенному особым образом сценическому пространству, зритель с первых минут оказывается внутри сюжетного колеса, в котором переплелись судьбы героев, и в какой-то момент становится соучастником действа - членом суда присяжных.
Вот только хочется вовсе не судить героев, а сопереживать им, следуя за поворотами пьесы, в итоге приводящими наследницу английского трона на гильотину. Не случайно эпиграфом к спектаклю стали слова Иосифа Бродского: «Что делает Историю? - Тела. Искусство? - Обезглавленное тело».
Королевы Сердца и Трона
Центральная часть сюжета - это противостояние двух женских начал, двух королев, сестер по крови, но полных противоположностей друг друга. Красивая, любящая жизнь Мария и властная и холодная, словно скала в Северном море, Елизавета.
Юлия Бокурадзе, исполнившая роль Марии Стюарт, с виртуозной точностью голосом и жестами рисует полный внутреннего достоинства образ. Она как львица в клетке - её сдерживают холодные прутья английского подземелья, но при этом в лишениях она не утрачивает внутреннего света и притягательности. Чары королевы кружат голову тем, кто пытается её спасти.
Отдельного внимания заслуживает Елизавета Тюдор, роль которой мастерски исполнила Евгения Аржаева. С помощью языка тела и пластики рук она передает внутренние переживания её героини, которая тоже, по-сути, пленница собственной власти. При этом у Елизаветы «мужской ум». Она стратег, живущий не чувствами, а государственными интересами. И беспокоиться лишь о том, что может утратить корону, поскольку Мария Стюарт претендует на неё. Этот страх закрывает ей дорогу к милосердию и великодушию.
Витражи и лопасти
Центром сценического пространства в этой постановке стали две огромные вращающиеся полупрозрачные лопасти. С помощью них авторы сценографии Денис Бокурадзе и Любовь Мелехина ведут диалог со зрителем. Он видит историю через наслоение витражных стекол, через игру света, теней и образов. Порой актеры начинают что есть силы вращать эти огромные лопасти, от чего создается впечатление неумолимости судьбы и времени, которое перемалывает жизни, словно гигантские жернова.
Как отметил Денис Бокурадзе, вертящиеся лопасти по первому плану – это изменяющееся пространство. «В зависимость от того, как повернуты лопасти, появляются разные комнаты, коридоры, а во-вторых, эти вращающиеся стены изготовлены из витражей. Витражи – как признак времен Елизаветы. Витражи дают ощущение эпохи. Но на самом деле здесь много наслоений и смыслов. В финале витражи затягиваются темными полотнами, это как на похоронах мы закрываем зеркала, и одновременно эта драпировка черными полотнами дает понять, что праздничности, света в правлении Елизаветы уже не будет».
Одна из стен сценического пространства завешена огромным количеством стульев. Эти стулья - тоже присяжные заседатели.
«В спектакле ближе к финалу все стулья снимаются, и остается только металлическая конструкция, решетка, вызывающая ассоциацию с тюрьмой. Ведь не только Мария Стюарт находится в застенках, но и сама Елизавета – заложница своей власти. И она не свободна», - отмечает Денис Бокурадзе.
В конце спектакля каждый зритель вправе вынести вердикт коллегии присяжных, опустив в специальные ящики один из листков с надписями «Заслуживает снисхождения» или «Не заслуживает снисхождения». Большинство оправдали Марию Стюарт. У морали и политики различные пути.