Примерное время чтения: 7 минут
395

Локальное кино. Сможем ли найти замену иностранным фильмам?

В Самаре уже закрылись два кинотеатра. Исчезновение из репертуара громких западных премьер сильно отразилось на прибыли кинопроката: они обеспечивали 80% выручки кинотеатрам.

Сможет ли отечественное кино заполнить эту нишу? Есть ли шанс у регионального кино заявить о себе и что для этого нужно?

Запаслись попкорном и надеждами

Куратор киноклуба «Треугольник» Никита Никитин отмечает, что не только в Самаре, но и по всей стране кинотеатры переживают непростые времена.

«Если смотреть в общем на статистику, то, по данным на середину апреля, было закрыто до трети кинозалов: из 5200 работали 3600. Апокалипсические прогнозы уже звучали в связи с закрытием проката западного кино. Запас прочности кинотеатров был как раз месяца на три. Если к концу лета не произойдут глобальные положительные перемены, то киносети вернутся на уровень 90-х и им придётся буквально выживать», - предупреждает эксперт.

Такой опыт у киносетей уже есть. Во время пандемии, чтобы получить хоть какую-то выручку, в некоторых кинозалах продавали попкорн через доставку, кто-то сдавал залы в аренду, а в одном из кинотеатров Калининграда наладили производство медицинских масок.

Чтобы снова запустить киномаховик, нужны новые фильмы. А ближайшая премьера крупных отечественных проектов запланирована на осень.

«Блокбастеры, выходящие раз неделю или раз в две недели, в том числе и западные, служили локомотивами для привлечения зрителей. Маховик этот постоянно крутился, привлекая зрителя на жанровое, в том числе и региональное кино. А сейчас этот большой поток премьер перекрыт», - обозначил Никита Никитин.

А вот ситуация с интернет-кинотеатрами и видеоплатформами обнадеживающая. Если ещё недавно, согласно негативному прогнозу компании J’son & Partners Consulting, к концу 2022 года российский рынок видеосервисов мог сократиться наполовину по сравнению с 2021 годом, то сейчас ситуация выравнивается.

«Глядя на динамику рынка сейчас, можно сделать предположение, что сбудется оптимистический прогноз, в соответствии с которым он упадёт «всего» лишь на 18%. У наших онлайн-платформ есть задел оригинального контента на несколько месяцев вперед», - пояснил Никита Никитин.

Создавать своё

Режиссёр и основатель студии Modjo Films Антон Долганов считает, что кризис в киноотрасли - это определённый шанс для региональных киностудий.

«Региональное кино нужно продвигать - это кладезь новых идей со своим вкусом и видением. Особенно истории, связанные с местным колоритом, с Поволжьем, с севером, - говорит Антон Долганов. - Процесс уже идёт и его нужно поддержать, и тогда через некоторое время появится результат».

Для этого необходимы системный подход и поддержка тех, кто готов снимать хорошие фильмы. «Если говорить о мотивации создавать кино в регионе, нужно постоянное движение в этом направлении: региональные конкурсы, фестивали, питчинги, встречи со сценаристами и режиссёрами - активности, которые запускают инициативу людей создавать, и пусть это будет доступно. Например, у меня есть идея, сценарий, команда, но все равно нужна поддержка. Это не только прокаты, продвижение и реклама, но и процесс создания кино, в том числе и обучение этому ремеслу», - рассказывает Антон Долганов.

У самарского режиссёра есть идея создать свои точки притяжения для начинающих киношников, например выездной кинокемпинг. «На протяжении нескольких лет езжу в Архангельскую область в нацпарк на выездную киношколу с практиками. Идея такая - несколько дней люди проводят в творческой изоляции на лоне природы и посвящают всё время кино. Хорошо было бы создать нечто подобное в нашем регионе. У нас такая красивая природа и локации, много хороших театральных актёров, которые очень хотят сниматься».

 Отчасти солидарен с коллегой по отрасли продюсер и генеральный директор кинокомпании OOO «FLIPART FILMS» Никита Беляев.

По его мнению, фестивалей игрового кино «местного розлива» у нас достаточно, например тот же «70\30». Но в них нет практического смысла. Вот если бы какая-то кинокомпания организовала здесь фестиваль и провела отбор фильмов, тогда это имеет смысл для сценаристов и режиссёров.

 «Почему на слуху якутское кино, почему развивается кино в Ульяновской области? Потому что эту движуху поддерживает правительство этих регионов и инвестирует в эту отрасль. Например, в Якутии кино начали поддерживать лет 10 назад, и сейчас сформировался тот костяк команд, который снимает фильм, там же его прокатывает и там же окупает. По сути, регион сам зарабатывает на кино. Это очень круто. Если в Самарской области и других регионах это тоже начнут понимать и вкладывать, мы тоже так можем сделать», - говорит Никита Беляев.

Пора переформатировать сектор?

Никита Беляев считает: чтобы у регионального кино открылось второе дыхание, нужно убрать столичный прессинг в отрасли и провести преобразования.

«Москве невыгодно, чтобы в регионах развивались киностудии, потому что деньги начнут утекать из столицы - это чисто экономическая причина. Поэтому поддержка столицей регионального кино носит скорее декларативный характер, а реальной помощи нет, сами выкарабкивайтесь», - говорит эксперт и предлагает своё решение проблемы в целом в отрасли.

«В теории решить проблему контента, специалистов, достойного размера их зарплаты и кризиса кинотеатров можно, снизив зарплаты в кино в Москве, там они перегреты. Я на практике знаю, что фильмы можно снимать в 20 раз дешевле, не тратя огромные гонорары на звёзд. Пустующие кинотеатры можно переделать в киностудии, чтобы там шла производственная деятельность. Сохранённые деньги перенаправить в эти киностудии, а созданный контент - в онлайн-кинотеатры.

КОММЕНТАРИЙ

Андрей Богатырёв, кинорежиссёр, продюсер:

- Региональное кино и до 24 февраля имело возможность выпускать свои картины, и кое-кто это уже делал. С уходом игроков из Голливуда наш собственный рынок киноиндустрии будет становиться шире и богаче, и в нём появится много новых лиц. Но это будет не так быстро. И кинотеатры, и зрители у нас привыкли к системе звёзд. Если их нет и нет поддержки больших каналов и крупных дистрибьюторов, то фильм до зрителя просто не доходит. У нас снять фильм - не проблема, а вот что потом с ним делать, куда его загрузить к зрителям и попасть с ним в кинотеатры? Раньше отечественные ленты кинотеатры не особо брали. Мы со своим «Красным призраком» мотались несколько лет, не могли встать в сетку, хотя были звезды и хорошая оценка на «Кинопоиске». Надеюсь, сейчас кинотеатры и дистрибьюторы одумаются и начнут заниматься российским кино, как должны были делать это всегда. Не жду, что это будет быстро. Пока кинотеатры ждут спасения от государства, а зритель не спешит переориентироваться на российский контент. Слишком много крупных отечественных проектов дискредитировали отечественное кино. Надеюсь, ситуация изменится.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Андрей АНТИПЕНКО, руководитель представительства Молодёжного центра Союза кинематографистов России Самарской области:

- Киноиндустрия, не успев оправиться от последствий пандемии, оказалась перед более серьёзным вызовом. Освободившуюся нишу в прокате не получается в полной мере заполнить отечественными фильмами. Главных проблем в регионах несколько. Дефицит специалистов кино среднего звена. Не задействованы имеющиеся ресурсы. Отсутствие необходимых условий по организации кинопроизводства. Не сформирован портфель кинопроектов, учитывающий социально-экономическую повестку региона. Для решения этих вопросов необходимо укрепление взаимодействия отрасли и власти. Мы уже упускаем инициативу и время. Более 30 регионов очень серьёзно включены в этот процесс. Сейчас есть необходимость в новых историях и в новых героях в российском кинематографе, в новых лидерах, вокруг которых закрутилась бы индустрия!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах