В киноиндустрии страны наметился новый тренд. Теперь российские регионы перестали быть только фоном для съемок фильмов и сериалов. В них начинают самостоятельно создавать кино с местным колоритом.
В июне в Тольятти объявили о создании кинокластера. Планы амбициозные: это и своя киношкола, и развитие кинопроизводства, и создание проектов для новых медиа- и цифровых продуктов с использованием технологий AR/VR . По силам ли нашим специалистам от киноиндустрии создать альтернативу традиционным центрам Москвы и Санкт-Петербурга?
«Верный» помог
Кинематографисты Автограда признаются, что в городе не было бы своего художественного кино, если бы не фильм «Костя» («Верный»). Это история на основе реальных событий 90-х годов. Преданный пёс восемь лет жил на обочине, где в аварии погибли его хозяева. Жителей Тольятти настолько тронула эта история, что верной овчарке поставили памятник. А в 2016 году о тольяттинском Хатико сняли фильм. Его посмотрели более 10 миллионов раз. Права на прокат приобрели кинотеатры в 22 регионах России.
Режиссёр фильма Роман Каргаполов признается, что изначально снимал кино для друзей и не ожидал, что «Костя» попадёт в федеральный прокат.
«Никогда не знаешь, понравится ли твоя работа зрителям. Это не зависит от бюджета или от присутствия в кадре звезд. Фильм обязан быть хорошим, вот и всё», - подчеркивает режиссёр. У тольяттинской команды готов новый фильм - «Сокровища Разина».
«Уже прошли закрытые показы в Москве, в Самаре, на Мальте и в Италии. Нас пригласили на ежегодный кинофестиваль российского кино в Италии «Премия Феликс», который состоится в сентябре», - говорит Роман. В планах у кинематографистов ещё одни съёмки полнометражного фильма - «Икона». В его основе - события, которые произошли в селе Ташла сто с лишним лет назад. В фильме впервые будут принимать участие не только местные актёры, но и российские звёзды.
Игра вдолгую
Руководитель регионального представительства Молодёжного центра Союза кинематографистов России Андрей Антипенко более четырех лет занимается организацией и продвижением кинокластера в Самарской области. По его мнению, для создания такого проекта нужна сильная команда.
«В Тольятти мы можем создавать фильмы полного цикла - от идеи и сценария до выхода в прокат. Имея внутри региона такую команду, мы представляем интерес для большой индустрии, уже к нам начинают приезжать на съемки. Кроме того, снимаем кино в других регионах. Поверьте, так не везде. Например, в соседнем Татарстане выпускают большое количество фильмов, но зачастую киноленты остаются внутри региона. Чего не скажешь о феномене якутской и бурятской киноиндустрии, которая очень востребована и за пределами малой родины», - отмечает Андрей Антипенко.
По словам Антипенко, основная проблема для специалистов-кинематографистов в регионах - это простои. Во время больших перерывов теряешь квалификацию. Зато создание электронного контента мирового уровня на «YouTube», «TikTok» и других интернет-платформах дадут возможность специалистам, которые работают в Тольятти, постоянно быть при деле.
Чтобы запустить кинокластер, в Тольятти в год нужно снимать не менее пяти полнометражных фильмов. Для этого нужны средства. Не каждый фильм покрывает свои расходы. Как известно, кино - инвестиционный бизнес. Например, в Голливуде окупается каждый десятый фильм, зато один проект может покрыть многократно предыдущие расходы. Однако до западной «фабрики грёз» пока далеко. Региональное кино живёт на частные инвестиции и доходы от скрытой рекламы. И только недавно к его созданию начали привлекать государственное финансирование.
Шанс для талантов
В августе в областной столице стартует работа над проектом самарского режиссёра, выпускницы ВГИКа Яны Ксениной. Она защитила свой дебютный проект - фильм «Птичка». Это история о Великой Отечественной войне, в которую вплетена современная сюжетная линия. По задумке режиссёра короткометражная кинолента поможет стереть непонимание и временную грань между поколениями. Режиссёр уже получила грант от Союза кинематографистов РФ в размере 500 тысяч рублей на съёмки. Однако для создания короткометражной ленты Яна пока вынуждена привлекать столичный продакшн.
«Я столкнулась с тем, что кадрового резерва у нас в городе для съёмок кино нет. Речь идет о технических работниках - осветителях, художниках по свету. Везти их на съемки дорого, ведь им нужно снимать жилье. Мы только подходим к тому, что нужно обучать людей на «вторые» специальности. Потенциал для этого в регионе огромный», - отмечает Яна. Она готова сделать свой вклад в развитие местной киноиндустрии и привлекать на съёмочную площадку ребят из Тольятти и Самары, чтобы те учились у своих столичных коллег.
В Самарской области постепенно складывается свой пул молодых режиссёров, которые недавно окончили ВГИК и уже успели заявить о себе. Среди них тольяттинка Дарина Умнова, выпускница курса Сергея Мирошниченко. В этом году она стала лауреатом питчинга документального кино с проектом «Любовь на миллион 2». Проект уже получил 1 млн рублей. Ещё один талантливый режиссёр Саша Кармаева окончила курс Владимира Меньшова. Известность ей принесла короткометражка «Как папа маме стырил снег». В прошлом году лента стала лучшей среди короткометражных фильмов о семейных отношениях.