С гастролями в Самару приехал Государственный академический театр классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва, известный также как Московский классический балет. 1 октября череду выступлений открыл знаменитый «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна.
Это знаковый для коллектива спектакль. Наталия Касаткина и Владимир Васильев в своём авторском прочтении балета Арама Хачатуряна вернули в партитуру почти половину музыки, не использованной в других версиях. Хореография спектакля передает нравы Римской империи, вплетая в классический танец приемы настоящего гладиаторского боя. «Спартак» Московского балета отличается не только музыкальной и хореографической цельностью, но и масштабом: постановку украшают 6 тонн декораций и около 300 костюмов.
История крови и мрака
Накануне первого выхода на сцену Самарского театра оперы и балета артисты побеседовали с корреспондентом «АиФ-Самара», рассказав о том, чем отличается их версия легендарного спектакля.
Управляющий творческим коллективом театра Сергей Белорыбкин в спектакле исполняет роль жестокого императора Суллы. Заслуженный артист России с улыбкой заметил, что играть отрицательных персонажей — задача сложная. «От рождения мы все положительные, а отрицательность люди приобретают», — подчеркнул солист. Сергей Белорыбкин рассказал про особый статус «Спартака» в репертуаре театра: «Это наша изюминка. Мы храним наследие Наталии Касаткиной и Владимира Василёва и передаём его нашим молодым талантливым артистам. Мы хотим сохранить их танцевальный язык, для нас это самое сокровенное».
Солистка Наталья Огнева, исполняющая партию коварной куртизанки Эвтибиды, видит спектакль как «историю, пронизанную кровью и мраком», где основная мысль — это «борьба за свободу, освобождение угнетенного народа против рабства и, конечно, любовь».
«Европа — Америка»
Труппа выступает в Самаре впервые с 1992 года. 33 года назад гастроли Московского классического балета стали частью культурной программы эпохального проекта «Европа — Америка 500», когда самарская космическая ракета перелетела из России в Америку и отправила в Сиэтл спускаемый аппарат с подарками в честь 500-летия открытия Америки.
«Это был совершенно безумный проект, который, тем не менее, породнил нас с Самарой. У нас появилось множество друзей среди ученых, конструкторов, военных, и мы очень рады приехать сюда снова, жаль, что не представлялось возможности сделать это раньше, — рассказал исполняющий обязанности художественного руководителя и директор театра Иван Василёв, — Самара не только культурный город, но и город, в котором можно жить. Многие города на взгляд москвича интересно посетить, но совершенно не хочется оставаться, а в Самаре действительно хочется жить».
После официальной части для представителей СМИ организовали экскурсию в закулисье. Именно здесь, в святая святых театра, рождается сценическая магия. Корреспонденту «АиФ» удалось вблизи рассмотреть театральный реквизит, который под лучами софитов кажется монументальным и невероятно тяжелым. Однако на деле, благодаря мастерству бутафоров и использованию легких современных материалов, он оказывается вполне подвижным.
Первый спектакль в Самаре прошёл с аншлагом. Выступления Московского классического балета проходят в рамках всероссийского проекта «Большие гастроли». Помимо «Спартака» представлены «Сотворение мира» на музыку Андрея Петрова, одноактные балеты «Весна священная» (музыка Игоря Стравинского) и «Петербургские сумерки» (на музыку Петра Ильича Чайковского), а также балеты «Золушка» (композитор Сергей Прокофьев) и «Дама с камелиями» (музыка Джузеппе Верди).