Новую систему оплаты проезда через электронные транспортные карты в Самаре и Тольятти власть преподносит как несомненное достижение.
Плюсы электронных проездных для общественного транспорта в самом деле налицо - меньше станет безбилетников, нельзя будет "кататься" по фальшивым "сезонкам" и удостоверениям. Специалисты смогут определить загруженность маршрутов и перекинут транспорт на самые востребованные.
Но есть и очевидные минусы - для пассажиров. Власть о них упорно молчит. А народ, судя по многочисленным телефонным звонкам в редакцию "АиФ-Самара", догадывается и от платёжной "электронной революции" не в восторге. Горожане понимают, что львиную долю расходов на её проведение реформаторы хотят покрыть за счёт их кошельков.
Испугались бунта льготников?
Речь сейчас не о льготниках. Они по-прежнему, если верить последним разъяснениям областного минздравсоцразвития и мэрии Самары, смогут, перечисляя ежемесячно те же 270 руб. на электронную транспортную пластиковую карту, ездить по ней сколько угодно. Саму карту выдадут льготнику бесплатно. К тому же ему дают время, чтобы свыкнуться с перспективой обязательного перехода на электронные карты, - до нового года в ходу будут и привычные единые социальные проездные билеты в "бумажном" варианте.
Правда, реформаторы, объявив о платёжных изменениях, сначала предпочли не упоминать о том, что число поездок по социальным электронным проездным ограничиваться не будет. Лишь когда в прессе, в том числе и в нашей газете ("Поездки от нужды", "АиФ-Самара" N33 от 13.08. с.г.), появились возмущённые отклики пенсионеров на введение электронной платы, об этом было наконец чётко сказано. А если бы пенсионеры промолчали?..
Дали заработать на горожанах
Для пассажиров-нельготников введение электронных транспортных карт оборачивается дополнительными тратами. С сентября отменили обычные бумажные "сезонки" "Для граждан" и "Для организаций". С ноября уйдут в прошлое "сезонки" "Для школьников" и "Для студентов". Объявив их морально устаревшими, чиновники умолчали, что проездной был выгоден как транспортникам, так и пассажирам. Первые получали деньги авансом, за месяц вперёд. А пассажиры, заплатив фиксированную сумму, могли ездить, сколько душе угодно. Экономия выходила приличная, если учесть, что многие добираются до нужного места с несколькими пересадками.
Теперь всех самарцев и тольяттинцев обязывают обзавестись "Единой транспортной картой". Администрация Самары лукаво объявляет, что выдаётся она бесплатно. Но оговаривает: чтобы картой пользоваться, пассажир должен заплатить за подключение к системе "Электронный проездной" 100 рублей. Это помимо платы за сами поездки из расчёта 10 руб. каждая. В Тольятти людям сказали честно: пассажиры-нельготники могут завести пластиковый электронный проездной, оплатив залоговую стоимость "пластика". Эта плата, к слову, на треть ниже, чем в Самаре, - 70 рублей. Возникает резонный вопрос, куда смотрела администрация Самары, выбирая исполнителя муниципального заказа на изготовление карт и функционирование системы "Электронный проездной"? И кому позволила так недурно заработать за счёт горожан? Легко посчитать: если транспортные карты приобретут хотя бы 300 тыс. пассажиров Самары, куш "за подключение" составит 30 млн. рублей.
Студентам и школьникам сохраняют льготную стоимость проезда: 7,5 руб. и 5 руб. за одну поездку соответственно. Но при получении в учебных заведениях именных пластиковых "Студенческой карты" и "Карты школьника" в Самаре, например, каждый должен заплатить за подключение карты к системе "Электронный проездной". Со студента сдерут 75 руб., со школьника - 50. Если раньше они катались по обычной "сезонке" неограниченно, то по пластиковой карте - по льготному тарифу, но в пределах внесённой на карту суммы.
Шантаж как двигатель прогресса
Пассажиры пока могут избежать дополнительных трат "в нагрузку" к стоимости проезда, приобретая привычные разовые билеты за 10 руб. Но только до Нового года. Загнать в электронную систему администрация Самары рассчитывает всех. С 1 января 2009 г. городская власть намерена прибегнуть к откровенному экономическому шантажу. Для пассажиров, оплачивающих проезд наличными, грозятся повысить стоимость одной поездки до 15 руб. Интересно, как оценят эту дискриминацию в прокуратуре и в областном управлении Роспотребнадзора?