На фотографии 1938 года вся семья Ермаковых.
Старшие сыновья, учителя Павел и Яков, приехали тогда в отпуск. Павел - с молодой женой. Средние, Андрей и Виктор, прибыли на каникулы из училищ. А младшие, Саша и Женя, ждали братьев дома. Они ещё при маме с отцом, учатся в школе-десятилетке в большой богатой деревне под Рязанью. Никто не знал, что всей семьёй они фотографируются в последний раз. Спустя несколько лет в живых останутся трое Ермаковых.
Ушли сыновья, вернулись похоронки
Первой получили похоронку на Виктора. Его истребитель был сбит над Краснодаром немецким "мессершмиттом". Написали матери об этом люди, видевшие воздушный бой и обнаружившие документы лётчика. Потом семья перестала получать весточки от Андрея. После нескольких месяцев молчания он наконец откликнулся - оказалось, лежал в госпитале. Написал, что приедет в отпуск. Но семья так его и не дождалась. Похоронка пришла из-под Ленинграда. Спустя полгода в боях под Сталинградом погиб Яков. А старший, Павел, скончался от ран сразу после войны.
Авиатехник с боевыми вылетами
Двадцать семнадцатилетних мальчишек, в числе которых был и Александр Ермаков, забрали накануне Нового, 1943 года. Ещё школьники, они прощались с учителями и одноклассниками на сборном пункте. Последним из большой семьи на фронт ушёл отец (он умрёт спустя ровно тридцать лет после окончания войны, 9 мая).
Многих однокашников Саши отправили в пехотное училище, а оттуда почти сразу - на фронт. Никто из деревенских, попавших в пехоту, не выжил. Только двоим друзьям, Саше и Коле Филину, можно сказать, повезло. Их послали в иркутское авиаучилище. Скудный рацион - одна картошечка-сеянец на ужин, жиденькая каша на обед, и учёба, учёба. Бывали и редкие походы в театр. Тогда впервые Саша увидел "Гусарскую балладу". Спустя год друзья получили назначение в один воздушный полк.
Военная профессия Александра Ермакова - как у того "деда" из знаменитого фильма "В бой идут одни старики" - авиационный техник. Только вот старше 25 лет "дедов" на фронте Александр Тихонович не встречал. А ведь и от этих мальчишек зависел исход воздушного боя. В самолёте Ил-2 Сашка, как звал его командир, знал каждый винтик, и первый свой орден Отечественной Войны II степени как раз и получил за то, что 80 раз подряд подготовленные им штурмовики не знали отказа.
Кстати, в первых Илах места для стрелка не было. Считалось, что машина должна отбомбиться и быстро вернуться на базу. Немецкие лётчики, поравнявшись с кабиной советского штурмовика, с издевательской ухмылкой указывали нашим на беззащитный хвост машины, затем разворачивались и расстреливали машину сзади. Поэтому конструкторы внесли изменения и, вырезав часть корпуса, устроили в хвосте место для пулемётчика. Второй орден, Красной Звезды, Александр Тихонович как раз и получил за 27 боевых вылетов. Сидя в такой подвесной кабинке, он собственноручно расстрелял несколько фашистских самолётов.
Хоть сейчас на Берлин
Домой фронтовик вернулся - грудь, как иконостас. 20 медалей, два ордена. А вот спустя шестьдесят два года после победы носить награды не хочет. Велика обида на страну.
- Почему Россия прощает долги Ираку, Сирии, Корее, а со своим народом, кровью и потом завоевавшим для Родины независимость, так и не расплатится? - с горечью спрашивает ветеран. - Моя семья внесла немало в победу над фашизмом, а вся благодарность от государства - в путинских "открытках" с казёнными словами.
Когда-то каждый год Александр Тихонович встречался с боевыми друзьями: полковник Ворошнин, например, живёт в Гомеле. Жив и Коля Филин, школьный друг. Но после того, как у ветеранов отобрали льготы на проезд, всё их общение - только в переписке.
Едва смогли мы уговорить Александра Тихоновича надеть ордена и сфотографироваться у самолёта, ставшего для него ещё одним "боевым другом". Ветеран и сейчас готов лететь на знаменитом "летающем танке" хоть до Берлина. Стоит только перебрать мотор да вернуть на своё место шасси.
Войну Александр закончил в Восточной Пруссии. В День Победы герою войны и орденоносцу не исполнилось ещё двадцати.