Дорогой короля. Шведский ультрамарафон первым из РФ преодолел пенсионер

Владимир Кузнецов / Из личного архива

Бегают даже короли

Светлана Еременко, «АиФ-Самара»: Владимир, спортивный мир знает Вас как хорошего лыжного бегуна на дальние дистанции. Как Вы решились на такой долгий пробег «ножками»?

   
   

Справка
Шведский ультрамарафон – не самый длинный. Есть стокилометровые марафоны и более длинные дистанции. Например, забег Sable по пескам Аравийской пустыни.
Владимир Кузнецов: До сих пор сам не понимаю. Лыжные марафоны для меня давно вошли в привычку: относительно мягкая работа, скольжение, на спусках можно отдохнуть, одним словом, лыжи лояльны по отношению к возрасту. Бег предъявляет совсем другие требования к организму. Но мне очень захотелось увидеть летом те места, где зимой я дважды бежал на лыжах те же 90 километров. К тому же, до старта, изучив протоколы предыдущих марафонов, я обнаружил, что у меня есть шанс стать здесь первым в истории российским финишёром.

- Где проходит марафон?

- На знаменитой лыжной марафонской трассе Васалоппет-Васа, как называют это место и само событие спортсмены. Зимой в 90-километровом пробеге участвуют все лыжные знаменитости: олимпийские чемпионы Йохан Оллсон, Юстина Ковальчик. Но предлагают участвовать всем: от автогонщиков Дакара до велосипедистов Тур де Франс! Шутят, что даже короля Швеции Карла Густава народ стал считать королём только после того, как он пробежал Васалоппет.

- Требуется ли какая-то особая подготовка для бега по пересечённой местности?

- Готовиться я начал я сразу после окончания лыжного сезона: бегом на работу каждый день по 25 километров, ну и длительные пробежки по выходным. И только преодолев рубеж 140 километров в неделю и освоив бег длительностью четыре и более часов, решился зарегистрироваться на марафон. Дикая жара нынешним летом в Самаре превращала тренировки в настоящее испытание терпения и выдержки – то, что мне и было нужно. Пробежав больше тысячи километров, я стал получать совсем другие ощущения от бега и это само по себе доставляло удовольствие. К тому же, отступать было некуда - за всё заплачены немалые для меня деньги. Взнос за участие - 1650 шведских крон, примерно 13500 рублей.

В зимнем ультрамарафоне принимал участие даже король Швеции Карл Густав. Фото: Из личного архива

Гель закусили огурцом

-  Бежать где-то около 12 часов, так? Спортсмены запасаются едой, водой?

   
   

- На трассе через каждые 10 километров организованы пункты питания, где предлагают традиционный для нормандцев черничный кисель, питьё и энергетические гели, а ближе к половине дистанции появляются всякие плюшки, бутерброды, бананы, а потом ещё и блины, сосиски и солёные огурцы. Но многие марафонцы всё-таки берут свое, проверенное. Я брал свои гели, но на пунктах питания был тот же итальянский, что и у меня. Кроме питья и гелей я ничего не потреблял всю дистанцию и старался всячески сокращать время на питьё и еду.

- Трасса как-то подготовлена для бега, опилками, например, засыпана, мелким гравием? Может, искусственный газон везде уложен?

- Никакой особой подготовки, кроме настилов по болотам, ну и маркировка, чтобы не заблудиться. Пять километров - асфальт, остальное грунтовая дорога и трейл, то есть тропа по пересечённой местности. Трейла не много - 15 километров. Бежим по камням, мху, лишайникам, траве, по грибам и ягодам, корням деревьев, между валунами, поваленными стволами, кустарниками, по дощатым настилам через ручьи и болотистые низины, поднимаемся на плато и опять спускаемся вниз, пересекаем заросшие гребни древних ледниковых морен. Вокруг красота, только особо не полюбуешься. После прошедшего дождя было скользко, и много сил уходило на то, чтобы не подвернуть ноги.

Маршрут ультрамарафона проходит по болотам, горным участкам и лесным тропам. Фото: Из личного архива

Скандинавская ходьба по-хитрому

- На каком километре к марафонцу приходит усталость?

- Всё зависит от темпа. Можно через 20 километров сойти с дистанции, а можно и марафон пробежать и чувствовать себя вполне нормально. Я сдерживал себя первые километров 35, а потом уже и сдерживать не нужно было – быстрее не бежалось. После того, как увидел растяжку: «Поздравляем, вы пробежали марафон 42.195!» и метров через сто ещё один, с юмором – «Ура, вы ультрамарафонец!» началось совсем невесёлое время: не было жажды, судорог, болей, тем более одышки, но каждый шаг требовал волевых усилий. После 50 километров – уже бежишь на МВК, как говорят спортсмены – на морально-волевых качествах, через не хочу; после 70 километров – через «не могу».

Самарец стал не только первым россиянином, который пробежал ультрамарафон, он занял четвертое место в своей возрастной группе. Фото: Из личного архива

Я старался не останавливаться нигде и все время бежать, бежать и бежать. Пускай вокруг все шагают в гору, все подъёмы я забегал. На спусках «ходоки» от меня уходили. А последнего подъёма несколько шведов по очереди хвалили меня за очень равномерный бег, желали удачи и тихо удалялись в направлении финиша. Я уже никуда не спешил, медали все равно не будет, а стимулом к максимально быстрому бегу было одно-единственное желание – поскорее всё это закончить. Наконец - знакомые улицы городка Мура, одобрительные возгласы зрителей, финишная черта - я сделал то, чего никогда до этого не делал: пробежал 90 километров! Отдаю волонтёрам чип, и тут мне вешают медаль! Видимо, в этом году решили давать всем финишировавшим. Чуть не прослезился, честное слово! Оказалось, я четвёртый в группе М60 (мужчины с 60 лет). А первый в М60 норвежец занял 53 место в абсолюте с результатом 8 часов 20 минут. Нашим пенсионерам бороться с одногодками скандинавами непросто, условия жизни разные.

Смотрите также: