Инженер будущего. Ученый разработал программное обеспечение для «электричек»

 

   
   

Современная инженерия должна обеспечить технологический скачок в стране. Над этим сейчас трудятся десятки молодых ученых. Один из них - кандидат технических наук из СамГТУ Александр Саксонов.

«Мозги» для машин

28-летний самарец создал нечто очень важное, но увидеть на фото разработку невозможно. Потому что это инженерное программное обеспечение (ПО) под названием «Система автоматизированного проектирования транспортных электрических машин с функцией прогнозирования срока службы».

Система может рассчитать геометрические параметры транспортной электрической машины (автомобильного генератора, тягового электродвигателя локомотива и т.п.), определить рабочее напряжение, силу тока и даже вероятность разрушения подшипников при долгой эксплуатации.

Простыми словами, это что-то вроде искусственного интеллекта для электромашин, который упрощает проектирование электротранспорта и при этом «анализирует» потенциальные недостатки, которые могли бы ухудшить параметры электромашин. Программное обеспечение Александра Саксонова поможет создавать технику нового поколения.

В разрабатываемом ПО также возможно вносить в конструкцию машин отклонения геометрических параметров, которые влияют на работоспособность техники. Они приводят к скачкам напряжения, электромагнитным усилия, разрушающим подшипники и т.д. За счет учета этих отклонений у конструктора появляется возможность еще на этапе проектирования оценить вероятность безотказной работы машины с принятием рациональных конструкторско-технологических решений по обеспечению нужного уровня отказоустойчивости.

   
   

ПО предназначено для производства автокомпонентов: генераторов, стартеров, двигателей постоянного тока, тягового электрооборудования локомотивов.

Работа на будущее

Идея появилась во время работы над кандидатской диссертацией, которую Александр выполнял под руководством доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой «Теоретическая и общая электротехника» СамГТУ Владимира Козловского. Самарец занимался исследованием влияния производственных дефектов автомобильных генераторов на их отказоустойчивость в эксплуатации. Впоследствии он разработал научно-технический программный инструментарий, с помощью которого можно оценить вероятность безотказной работы в зависимости от величины производственных дефектов.

«После завершения работы над кандидатской ко мне пришла идея разработки полноценного инженерного инструмента, с помощью которого возможно не только спроектировать транспортную электрическую машину, но и оценить ее вероятность безотказной работы, путем учета потенциальных производственных и конструкционных дефектов», - рассказал Александр.

Сейчас идет разработка прототипа системы автоматизированного проектирования. В рамках работы над проектом получено два свидетельства на регистрацию программы для ЭВМ, получен грант от Фонда содействия инновациям.

Недавно Александр стал финалистом форума «Инженеры будущего 2024», проходившего в Туле.

Наука как самовыражение

Ученых всегда тянет к неведомому. Они видят мир как множество возможных открытий. Быть первооткрывателем – волнительное чувство.

«Для меня, как для творческого человека, наука —  способ самовыражения. Я люблю неизведанность, мне нравится процесс проработки проектов. Я думаю, что цель науки из века в век одна и та же – понять устройство мира и попытаться адаптировать накопленные людьми знания для использования в нуждах человечества», - говорит Александр Саксонов.

При работе над текущим проектом у самарца возникла идея разработать ПО со схожим функционалом, но его главная задача – выявить риски возникновения дефектов и оценить их степень тяжести для транспортного электрооборудования на этапе, когда оно еще только проектируется. Надо ли объяснять, насколько такая разработка может повысить качество электромашин.