Там, где красавица Волга встречается с неторопливой Усой, у подножия Жигулёвских гор начинается край чудес. Время там течёт по своим законам - кажется, что попадаешь в иную эпоху. Подвижники кремля «Богатырская слобода» (недалеко от села Жигули под Тольятти) по крупинкам собирают наследие славян – восстанавливают быт, традиции, ремёсла. Среди таких «приветов из прошлого» совершенное произведение русского корабельного зодчества − ладьи. О том, как строятся старинные челны и почему ладьи были настолько удобны в речных и морских походах, мы узнали у корабельных дел мастера Александра Зацеилова.
Чайка по имени «Вольница»
Вся жизнь Александра Зацепилова связана с морем и кораблями. Уйдя на пенсию, пожилой моряк занимается любимым делом - строит древнерусские ладьи. Живёт корабельных дел мастер в селе Жигули. В слободке в прошлом старшего механика российского флота за глаза уважительно зовут Кэпом - вдохнуть жизнь в настоящий корабль может только бывалый моряк. Мастер побывал в 30 странах мира, перенимал опыт на верфях в Петрозаводске, Архангельске, учился строительному ремеслу у венецианских гондольеров.
Жигулёвские ладьи строят как в старину: без подробных чертежей, в качестве строительного материала берут сосновые доски, части челна скрепляют деревянными штифтами и канифолью (клеем из сосновой смолы). Раньше, за неимением сосновой смолы, в ход шёл рыбий клей, который варили из кожи и желудков осетров. Но на клею ладья сохнет долго, поэтому сегодня используют и обычные саморезы. Щели конопатят льном, дно смолят, а борта покрывают морилкой для сочного красно-золотистого цвета.
Строят одну ладью иногда до полугода. А вот новый проект Зацепилова − казацкую чайку – возведут всего за три месяца. «Чайками» в старину называли беспалубный плоскодонный чёлн запорожских казаков VIII - XII вв. Эти маневренные и довольно быстроходные суда вольные дружины использовали в походах на Стамбул.
«Турецкий флот, чтобы «не дразнить гусей», сразу через Босфор и Дарданеллы сбегал в Средиземное море, не в силах противостоять стремительному натиску сотен лодок. Стамбульские войска складывали оружие, а казаки брали, что им нужно, и уходили. Чайка − это пиратское русское судно, казаки пиратами были. Они ещё до Куликовской битвы громили монголо-татар, брали осадой Царьград, возвращали киевскую дань», − рассказывает Александр Зацепилов.
Новому челну уже выбрали дом − его отправят в Жигулёвский заповедник. И имя судну выбрали под стать эпохе Стеньки Разина − «Вольница». В конце августа новенькое судно покинет слободскую пристань.
С души выпорхнула
Прелесть в том, что плавать на ладье можно даже на мелководье. Это судно может преодолеть любую реку, ведь благодаря обтекаемому днищу и относительно небольшому килю «сидит» на воде неглубоко. Плоский перед лодки оказывает сопротивление движению и работает как пенообразователь. В итоге пузырьки попадают под днище и скольжение улучшается. Особенно это важно в периоды маловодья. Ведь, несмотря на прошлогодние осенние дожди, в Куйбышевском водохранилище воды сейчас лишь половина от нормы. Уровень верхнего бьефа – 49,8 м – один из самых низких за всю историю эксплуатации Жигулёвской ГЭС. Впрочем, старожилы припоминают, что Волга сильно мелела и раньше. В 70-е годы несколько лет выдались жаркими, уровень воды падал настолько, что были проблемы с судоходством. Потом климат изменился. А Волга вновь стала полноводной.
Строит суда команда Зацепилова по зову сердца на волонтёрских началах. «Чтобы начать стройку, нужен кураж, чтобы ладья, как говорится, с души выпорхнула. Сколько она стоит? А какова цена русской истории? Она бесценна. Мы, когда челны строим, не прицениваемся, а просто делаем своё дело», - делится Александр Зацепилов.
На следующий год корабельных дел мастер хочет построить ещё несколько судов. Через пару лет у «Богатырской слободы» будут плавать ровно 33 ладьи под алыми парусами с изображением солнца.
Кстати:
Новой ладье, как и любому другому кораблю перед тем, как спустить его на воду, выбирают крёстную маму. Ей может стать девочка или незамужняя молодая женщина. Она по старинной флотской традиции разбивает бутыль с шампанским о корабельный борт - на счастье. Фотографию крёстной вместе с пробкой от бутылки хранят в кают-компании в особом ящичке.
Смотрите также:
- «Ягель с севера возим мешками». Как живет первая в Поволжье оленья ферма →
- «Европа может подождать»: на байдарке по Волге →
- Из толщи воды они поднимают забытую историю →