Вместо учителя - смартфон? Почему родители выступают против новых ФГОС

До начала учебного года еще три месяца, а многие родители учеников Самарской области уже места себе не находят. Виной всему - обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования, которые вводятся в школах с 1 и 5 классов. Родители опасаются, что нововведения «добьют» традиционные формы обучения и негативно скажутся на уровне российского образования.

   
   

Что нового?

С 1 сентября школы начнут переходить на обучение по обновленным госстандартам. Изменения затронут начальное и основное общее образование. Как поясняет преподаватель математики и информатики онлайн-школы «Коалиция», эксперт по ЕГЭ и ОГЭ Александр Мельников, основное преимущество новых ФГОС в том, что они закрепляют последовательность обучения. Например, в младших классах дети начнут изучать основы финансовой грамотности, а значит, в дальнейшем им будет проще осваивать математику, общество-знание и экономику. Также в обновленном стандарте конкретизировали требования к школьному обучению. Теперь учителю становится более понятным, сколько академических часов нужно на изучение темы, какие цели преследуются при изучении предмета и какие навыки должны получить дети. 

Также новые стандарты вводят в норму такие понятия, как электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Теперь появится возможность удаленно отслеживать статистику учеников и вести дистанционные уроки. Особое внимание уделяется теперь и профессионализму учителей. В новых образовательных стандартах прописан и индивидуальный подход к ученикам. При этом 70% предметов в школе будут обязательными, а 30% - факультативными. Список уроков по выбору и дополнительных занятий будет зависеть от региона и образовательного учреждения.

«Одно дело - прописать новшества на бумаге, другое -  реализовать. К сожалению, не все школы обладают достаточным финансированием, позволяющим воплотить в жизнь все изменения. Для обеспечения кабинетов современной аппаратурой нужны многомиллионные вложения. Трудности возникнут и при поиске квалифицированных преподавателей, соответствующих требованиям современности, ведь не каждый маленький регион может похвастаться учителями высшего класса. Для детей и родителей изменения будут не так заметны, но учителям уж точно придется посидеть над составлением нового плана проведения уроков», - резюмирует Александр Мельников.

Мел уходит в прошлое?

А вот активная часть родителей Самарской области категорически не согласна с изменениями. Они поддержали открытое письмо общественной организации «Родители Москвы», которое она направила председателю Государственной думы РФ Вячеславу Володину и председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко.

Причин для тревоги сразу несколько. Во-первых, это практически повсеместная цифровизация учебного процесса. В школе теперь появятся такие понятия, как электронное цифровое портфолио, цифровой след, персонализированное обучение, индивидуальная траектория обучения и адаптивное обучение, интеллектуальные сервисы обучения. По мнению родителей, подобный подход к обучению может вызывать определенную сегрегацию среди детей и это негативно скажется на обстановке в классах.

Во-вторых, общественность настораживает, что для регистрации в различных информационных системах нужно предоставить больше своих персональных данных. Родители считают, что это чревато утечками данных коммерсантам и мошенникам. Тем более, что подобные истории в России уже случались неоднократно. В-третьих, родители считают, что им будет невозможно контролировать учебные программы, которые могут внедрять сторонние образовательные организации, в том числе и иностранные. И самое главное - родители уверены, что обновленные ФГОС делают законным дистанционное обучение, а значит, никакого живого общения между учеником и учителем не будет.

   
   

«Сетевая форма обучения имеет разрушительный потенциал для всего профессионального педагогического корпуса и будет являться одним из инструментов оптимизации деятельности школ. При сетевом обучении учитель просто станет «электронным диктором», а не наставником», - пишут родители.

Но главная проблема, по мнению родителей, заключается в том, что в школах стараются не акцентировать внимание на этих проблемах, рассказывая только о плюсах, и, кроме того, умалчивают, что для детей, которые уже учатся в школе до вступления новых ФГОС, нужно согласие их законных представителей.

Научат цифровой гигиене?

Но вот сами учителя особой тревоги от нововведений не испытывают и считают, что обновленные федеральные образовательные стандарты, наоборот, сделают жизнь российского ученика проще. Если раньше ребёнок, переводясь из одной школы в другую в одном городе, не говоря уже при переезде в другой, мог пропустить какую-то важную тему, потому что было разное тематическое планирование, то теперь они все будут идти в определенной последовательности во всех школах страны. Кроме того,  теперь конкретизировали понятия «исследовательская деятельность», «проектная деятельность» и появилось новое понятие «функциональная грамотность».

«В России и в Тольятти строятся новые детские сады и школы. Какой смысл вкладывать огромные средства в строительство, если дети будут учиться дистанционно? Никто и никогда не заменит учителя, который прошел специальную подготовку по методике преподавания, педагогике и возрастной психологии. Но учителя также понимают, что в век цифровизации ребенка окружают гаджеты, если мы его будем ограничивать в их использовании, то это поставит его в ситуацию неуспеха. Необходимо научить ребёнка цифровой гигиене. Для того чтобы ребёнку было комфортно перейти с одного стандарта на другой, логичнее уже сейчас начать учиться по новым стандартам и учебникам. В плане уроков дети и родители разницы не почувствуют, поскольку глобально ничего не меняется: как была классно-урочная система, так она и останется», - уверен руководитель структурного подразделения дополнительного образования «Витязь» МБУ «Школа № 21» Тольятти Алексей Коровенков.

«Мы должны воспитывать и обучать конкурентноспособных специалистов, и если говорить о современном рынке труда, то умение писать только ручкой давно ушло в прошлое, и когда современные школьники окончат школы, то им придётся на работе столкнуться с компьютерами. Поэтому чем раньше мы будем их знакомить с ними, тем проще им будет социализироваться и устроиться на работу. Большинству детей нравится использовать свои навыки работы с гаджетами вне школы и в школе. Я, конечно, согласен с тем, что «цифровая дебилизация» существует. Поэтому я ставлю перед собой задачу научить и показать детям, что цифровое устройство можно использовать для своего образования, заработка, получения новых знаний и навыков, а не только для игр и просмотров роликов. Нужно, чтобы компьютер стал источником знаний. Но поскольку в глобальном мире  никто не хочет, чтобы Россия развивалась как великое государство, то детям показывают бесполезный контент, который съедает их время. Нужно их направить на истинный путь, чтобы они выросли хорошими и умными, стали патриотами своей страны», - считает учитель информатики ГБОУ СОШ с. Подстепки Иван Тюрников.

«По моему личному мнению, эти ФГОС вводить нельзя. Надо наложить мораторий до полной проверки их соответствия Конституции, федеральным законам и учёта мнений научного, педагогического и родительского сообществ. Нужно изучить опыт последних лет, когда дети и родители стали заложниками «дистанта». В результате у детей от постоянного использования компьютеров возникли проблемы со здоровьем. В школах учителя говорят родителям, что у них нет выбора, и заставляют подписывать бланки согласий на «новые ФГОС», которые в каждой школе страны разные. ФГОС прописаны в 43 ст. Конституции, а значит, это закон и подписание согласий не требуется. Будьте бдительны, берегите детей и не подписывайте никаких согласий в школах. Конституция и государство гарантируют вам право на образование и не требуют никаких дополнительных условий. Все нюансы со ФГОС мы разбираем на нашем Ютуб-канале», - председатель «Совета родителей России» Жанна Горбачёва.