В Самарской области родительское сообщество разделилось на два лагеря - традиционалистов и реформаторов. Поводом послужило внедрение в школах цифровой образовательной среды, а также Сберклассов. Каждая сторона приводит свои за и против цифровизации. «АиФ в Самаре» попытался разобраться - как эти эксперименты скажутся на качестве образования школьников.
«Нашего мнения не спрашивают»
Наиболее активные родители, выступающие против внедрения цифровой образовательной среды, проживают в Тольятти. Их аргументы выглядят достаточно убедительными. Впервые с цифровым обучением они столкнулись в прошлом году, когда детей перевели на дистанционку и ученики практически круглосуточно грызли гранит науки с помощью различных гаджетов и программ. По словам родителей, в этот период школьники перестали читать книги, у них испортился почерк, появились пробелы в знаниях.
«При чрезмерном использовании электронных устройств ребенок получает яркие зрительные образы и слуховые ощущения, но ему не хватает тактильных ощущений, эмоций, полученные знания не усваиваются в полной мере, происходит одностороннее развитие, упускается большое количество информации. Так же из-за цифровизации становится беднее речь, у учащегося доминирует мышление сиюминутное, клиповое, в ущерб развитию понятийного мышления, которое предполагает глубокий анализ и синтез информации, прогнозирование», - говорит мама ученика Светлана Зюзина.
Масла в огонь негатива подливает и информация о том, что в школах и детских садах области с 1 сентября этого года откроются Сберклассы. Процесс их организации и принцип работы родители считают непрозрачным, граждане объединились и пытаются противостоять повсеместному внедрению цифровых технологий.
Вырастить успешного человека?
В регионе с 1 сентября 2021 года в 10 школах и четырех детских садах региона стартует проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» под названием «Программа развития личного потенциала школьников», реализовываться проект будет с использованием цифровой образовательной платформы. Банк намерен создать в образовательных учреждениях открытую и доверительную культуру взаимоотношений. А вот способы достижения этой благой цели в банке описали весьма туманно: «С 1-го сентября 2021 г. в них приступят к занятиям с детьми по методикам социально-эмоционального развития и навыков креативного и критического мышления, а также умения работать в команде и взаимодействовать с другими». Кроме того, в банке отметили, что школы самостоятельно решают, будут ли они учить детей по программе Сберкласса, поэтому именно педагоги должны были обсуждать с родителями, готовы ли они к эксперименту.
«Итоговым и главным результатом от реализации программы и создания личностно-развивающей образовательной среды в школах и детских садах должен стать счастливый, активный, уважающий себя и других, самостоятельный и ответственный человек», - поясняют в Сбере.
Доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ и профессор двух вузов Наталья Боброва видит в цифровизации и внедрении Сбеклассов опасность для российской системы образования в будущем. По её мнению, в конечном итоге в проигрыше окажутся и дети и учителя.
«Обертка, как и у всех проводимых реформ образования красивая, но последствия содержимого этой «конфеты» скажется позднее. Самое печальное то, что образование, которое является важнейшим элементом национальной безопасности, становится полем экспериментов частных структур. Я думаю, что с внедрением цифровых технологий роль учителя сведется к минимуму. Вспомните, как в 90-е годы уничтожали преподавателей - их учили тому, что люди должны за образование платить. Я помню, что когда мои дети были школьниками, к нам приходили учителя, чтобы оценить, в каких условиях они живут. Уже тогда начали воспитывать новое поколение учителей, которые отвечают ученику: не понял - это твои проблемы, нанимай репетитора. Сейчас будут, видимо, растить новую когорту педагогов - сначала их будут подкармливать, чтобы они внедряли эти методики, а потом - ставить в пример другим учителям», - считает Наталья Боброва.
Опасения напрасны?
Впрочем, ряд экспертов отвергают какие-либо негативные последствия от цифровизации. Благодаря технологиям дети получат новые навыки и компетенции, а значит, у них увеличатся шансы в борьбе за обучение в лучших университетах страны. Но главное - находить баланс между использованием «цифры» и живым общением с педагогами и сверстниками.
«Отказываясь признавать существование цифровой среды, мы сильно отрываемся от современного ученика. Сегодня технологии позволяют решать проблемы человечества легче и быстрее. Вряд ли когда-нибудь они смогут заменить учителя, но помогут ему сделать учебный процесс более результативным и привлекательным. Если в образовательной платформе все продумано до мелочей, то заниматься на ней ученику будет интересно и эффективно. Мало того, сохраняя интерес к обучению, ученик будет стараться чаще применять знания в реальной жизни», - считает директор онлайн-школы для детей Skysmart Михаил Митин.
В то же время эксперты считают, для внедрения ЦОС необходимо заинтересовать учителей новыми технологиями, чтобы они хотели отойти от классической, скучной для детей системы «учебник - тетрадь».
«В школах преподают практически то же, что и 50-100 лет назад. Логично, что современные дети, у которых есть доступ практически ко всем знаниям человечества, теряют интерес к учебе. Проблему создают не технологии, а именно инерционность школьного образования: «мы всегда это преподавали и будем преподавать и дальше». Бороться нужно в первую очередь именно с ней, а не с прогрессом. Если перешагнуть через эту инерционность, дать детям знания, применимые в жизни, современные, то и технологии не будут портить ребенка, а станут хорошим подспорьем и источником полезных знаний», - отмечает директор по производству и методической части Домашней школы «ИнтернетУрок» Юрий Гребенюк.
Особое мнение
Вячеслав Смольняков, учитель математики и информатики высшей квалификационной категории:
- К сожалению, само определение цифровой образовательной среды в нашем обществе очень часто понимается исключительно как дистанционное образование. Это чудовищное заблуждение, которое тормозит внедрение действительно полезных технологий в образовательные процессы. Цифровая образовательная среда - очень широкое понятие. Это и современные технические средства, которые может использовать учитель для проведения действительно интересного урока, и устройства, которые могут использовать сами ученики индивидуально или в группах, это и программы, делающие работу учителя более творческой, а рутинные рабочие процессы - автоматизированными. Разумеется, одним из направлений ЦОС является обеспечение качественного дистанционного образования. Но это только одно из направлений, которое тоже важно, поскольку есть дети, которым постоянно необходима именно такая форма обучения. И это образование должно быть качественным. Противники цифровизации всегда были, есть и будут. Но посмотрим вокруг. Насколько конкурентоспособной будет наша школа, если убрать всю «цифровую начинку»? Будет ли интересно учиться ребёнку, который живёт в цифровую эпоху, если он будет получать информацию теми же методами, что и 50 лет назад? Очевидно, что нет. Считаю, что выпускники школы обязаны разбираться в основах информационных процессов. В эпоху повсеместной цифровизации понимание принципов работы социальных сетей и онлайн-банкинга влияет на личную и финансовую безопасность. Современные методы требуют применения современных информационных средств. Поэтому и важно, чтобы школа не отставала от жизни.
Мнение АиФ
Ольга Сотникова, депутат Думы Тольятти:
- Если говорить о внедрении в школах цифровой образовательной среды, то проблема в том, что чиновники и педагоги не доносят до родителей объективную и полную информацию, - а именно: как будет организован процесс обучения - и не дают им участвовать в обсуждении темы. Кроме того, их часто обвиняют в том, что они хотят, чтобы их дети учились как в древние времена - на палочках и бересте. Но это не так. Мы не против прогресса, занятий на компьютерах, уроков информатики, интерактивных досок, мы за то, чтобы школьники имели доступ к мировым электронным библиотекам, но главное - чтобы эти все новшества были дополнением к основному, традиционному образованию. Родители справедливо боятся, что детей могут перевести на дистанционное обучение, и в результате у них не будет социализации, появятся проблемы со здоровьем и психикой. Поэтому я считаю, что родители должны стать частью образовательного процесса и с ними тоже должны советоваться, и тогда бы они не воспринимали информацию о цифровизации образования негативно. Поэтому в данной ситуации нужен диалог между школой, чиновниками и родителями.