Название музею дали соответствующее - «Валяные чудеса». Все экспонаты, как можно понять, выполнены из овечьей шерсти. Чего тут только не увидишь – настенные часы и абажуры, шляпки и колпаки, платья и народные костюмы, картины и бижутерию, даже купальник – всё из разноцветного войлока. И, конечно, валенки всех расцветок и размеров - куда же без них!
Как шапку заломаешь
Стенд с войлочными колпаками, ермолками и папахами - первое, что открывается взору посетителя музея. Позже понимаешь, почему гостей встречает именно эта экспозиция.
«Какую одежду сваляли впервые? Многие думают, что обувь. А, оказывается, шапку. Раньше валяльщиков называли шаповалами, то есть те, кто шапки валяет. И фамилия Шаповалов – «наследство» семей мастеров, кто когда-то занимался валянием", - рассказывают Виктор и Татьяна Скляр. По словам валяных дел мастеров, основа всех народных головных уборов – обыкновенный колпак.
Валёнка (или ермолка) — мужской головной убор из валенной шерсти белого, серого или коричневого цвета. Изготавливали её в виде усеченного конуса с плоским или округлым верхом высотою около 15-18 сантиметров с отогнутыми или прилегающими к тулье высокими полями. Такого рода головные уборы были в обиходе, вероятно, с XIV - XV веков. Во второй половине XIX века валёнки стали выходить сначала из праздничного, а затем и из повседневного обихода, заменяясь картузами.
Потом стали валять папахи, оторачивая их каракульчой.«Крест на казацкой папахе неслучаен. Чтобы Бог видел, что под этой шапкой – божий человек идёт в бой за веру. У кавалерии – красные кресты, а серые - у степных пластунов, казаков-разведчиков. На Дону валяли шапки-кубаночки, а на Руси - папахи. Почему? Папаха полностью голову согревает, а кубанка - коротенькая, закрывает только верх»,- поясняет Виктор Скляр.У спасских мастеров есть и своё ноу-хау – шапка-валёнка, серенькая с чёрными полями.
Доброе тепло
Волшебное свойство шерсти заключается в том, уверены Скляры, что она поддерживает постоянную температуру тела. Ребёнок в валяной одёжке никогда не перегреется. Валенки и носочки полезны во всех отношениях. А все - благодаря овечьей шерсти. Она не только надежно греет, но и лечит. Ноги в валенках не перегреваются, а натуральная овечья шерсть поглощает и испаряет влагу, сама оставаясь сухой. Овечья шерсть – живое, доброе тепло. Татьяна на собственном опыте убедилась, что именно сухое тепло имеет лечебный эффект: «Перед валянием шерсть овечки не стирают, чтобы не смывать ланолин. Он не только скрепляет волокна, но приносит облегчение при заболеваниях мышц и суставов, да и делает кожу атласной. Обутая на босую ногу, валяная обувь оказывает массажное воздействие. За счет трения создается электростатическое поле, улучшается циркуляции крови».
Не так прост валенок, как кажется
Чтобы изготовить одну пару валенок, уходит от четырех до семи килограммов шерсти в зависимости от размера ноги. В музейной коллекции есть валенок-великан 57-го размера. В него легко поместится трехлетний ребёнок. Вот обувь для настоящих богатырей!
«Не существовало раньше валенок точно по размеру – были валенки мужские и женские. Если валенки сильно большие, обматывали портянки, и ходили. Что лапти, что валенки, знаете, как по размеру подгоняли? Бралась онуча - холстина 30 сантиметров шириной. Вам, допустим, на лапти надо полметра онучей – если большая нога, а если маленькая – надо два метра. Если лишняя холстина оставалась – заматывали наверх», - рассказывает Виктор.
Есть в музее и крошечные валенки. Их называют шептунами. Если валенки-шептуны кому-то подарить на Новый год или День рождения, то в этом семействе обязательно будет прибавление.
«Заманились в чудеса»
Для валяния нужны шерсть, вода, мыльный раствор и, конечно, руки. Сам процесс с виду незамысловатый. Сухую шерсть раскладывают на столе, затем смачивают мыльным раствором и начинают аккуратно растирать руками, до тех пор, пока пряди соединяться между собой. Намыленную шерсть моют тёплой водой, слегка отжимают и сушат. Таким способом можно изготавливать любые изделия - валенки, броши, жакеты, палантины, сумочки.
Пока мы постигали азы мокрого валяния, в музей заглянула жительница Спасского Надежда Шохина и рассказала нам, как она с дочками «заманилась в эти валяные чудеса»: «Четыре года назад приехали к нам Скляры. Я вначале сама раз-второй пришла, у меня отец валял, поглядела, как можно с мыла сделать валенки, он по-другому делал. Тут мои дочки заинтересовались. Они все время со мной, как хвостики. Татьяна Викторовна организовала кружок, их сюда завлекли, они на кружок стали ходить. А теперь как им что-то хочется купить, у них одна забота, - давайте заработаем. Надо сделать валенки – пожалуйста. Татьяна Викторовна приняла работу, мы - с деньгами».
Валяем красоту
Женские костюмы в русском стиле мастера Скляр изготавливают из цветного войлока и павлопосадских платков. «Платок шерстяной и там - шерсть, волокна проходят через платок, сцепляются и получаются вот такие узоры. Правда при валянии рисунок «садится» почти на четверть, поэтому нужно выбирать крупные узоры», - раскрывает секреты валяния Татьяна. На улицах Самары тоже можно встретить модниц в подобном наряде.
Чтобы изготовить такой костюм, мастера не жалеют времени. Иногда целый день проходит в творческих диспутах, например, как лучше уложить рисунок.
На фото - полочка для 44-го размера. Представляете, сколько нужно шерсти и материала, чтобы изготовить такой костюм! На длинное пальто понадобится выкройка выше Татьяниного роста. Многие работы мастерицы нашли своих хозяев: старинная бекеша с экомехом уехала в Ханты-Мансийск, купальник из войлока — в Сургут, свадебное платье из белой шерсти с серебряной розой и женский фрак — в столицу.
Впервые материал был опубликован на сайте "АиФ-Самара" 04.06.2016
Смотрите также:
- Назад в прошлое. Под Самарой воссоздали средневековый военный лагерь →
- Самарская мастерица творит настоящие чудеса из овечьей шерсти →
- У одежды из бабушкиного сундука большое будущее →