Строительство стадиона к ЧМ-2018 в Самаре идет с опережением графика. Но ввод в эксплуатацию спортивной арены - только часть работы по подготовки города к футбольным баталиям. За оставшиеся 1000 дней предстоит сделать многое: создать транспортную инфраструктуру, позаботиться о доступном и качественном питании для болельщиков, обеспечить необходимое количество гостиничных мест и создать туристические программы для гостей чемпионата. Корреспондент «АиФ-Самара» оценил степень готовности околоспортивной инфраструктуры губернской столицы к грядущему чемпионату и узнал, как решались эти проблемы в странах, которые уже принимали столь крупные футбольные турниры.
Транспорт, дороги
У нас
По обещаниям местных организаторов ЧМ, 40 минут будет занимать путь из аэропорта до стадиона. Но всем самарским туристам известно, что только со времени прибытия самолёта в Самару до прохождения погранзоны даже в новом терминале может пройти около часа. Проблем с главными воздушными воротами Самары вообще очень много: минувшим летом Росздравнадзор объявил, что медпункт в новом терминале аэропорта «Курумоч» не соответствует нормам. Путешественники жалуются, что лифт в новом терминале работает с перебоями. Да и вечную проблему с доставкой багажа так и не решили: в новом терминале багажная лента устроена таким образом, что чемоданы и сумки падают с высоты нескольких метров.
В скоростной автобан пока удалось превратить только трассу Самара - Тольятти. О пр. Карла Маркса как о главной городской магистрали начали говорить ещё в 1936 году На дворе - XXI век, а на трассе сдан только крошечный участок. Ремонт внутригородских дорог идёт медленно и с перебоями. Чинить нужно не только городские трассы, но и междугородние, ту же Уфимскую трассу: болельщики - народ мобильный, они путешествуют в поисках сильных эмоций по всей стране.
У других
Перед чемпионатом Европы в Польше строительство дорог велось масштабными темпами. Но жители не жаловались - никаких неудобств с объездами, всё размечено, отбойники стоят, указатели поставлены так, что не заблудишься. Готовые трассы, как отмечали самарские болельщики, побывавшие на играх, - идеальны. Автобусы-челноки курсировали из аэропорта Варшавы в город с интервалом в 15 минут.
Безопасность
У нас
По сравнению с основной массой болельщиков так называемых фанатов обычно около 10%. Но именно они часто портят футбольный праздник. Принятый закон о болельщиках вводит крупные штрафы за нарушение правил поведения на стадионах, а также новый вид наказания - запрет на посещение официальных соревнований. Самарские фанаты всегда возмущаются усилением патрулей во время проведения домашних матчей «Крыльев Советов».
Хотя жуткая история с убийством болельщика «Спартака» дала повод полицейским поговорить о ещё более жёстких мерах против безумных фанов в период ЧМ. Ну а самим блюстителям порядка необходимо овладевать английским языком. Пока с этим в Самаре не торопятся - говорят, правда, что ближе к старту чемпионата мира для полицейских устроят языковые мини-курсы и раздадут им разговорники.
У других
Бразильцы в 2014 году опасались английских фанатов, известных буйным нравом. Да и группировки из других стран могли доставить хлопот. В связи с этим каждая из 32 стран направила в Бразилию по семь полицейских, разбирающихся в особенностях поведения своих фанатов. Но беспорядки в итоге устроили сами хозяева после окончания полуфинальной встречи, которую бразильцы унизительно проиграли со счётом 1:7. В ходе погромов фанаты сожгли минимум 9 автобусов и ограбили несколько магазинов электроники.
Гостиницы, общепит
У нас
На сегодняшний день в Самаре чуть более 230 гостиниц - от мини-отелей, расположенных в жилых домах, до крупных сетевых комплексов и санаториев. Суммарно они располагают примерно 5 тыс. номеров. Цены - заоблачные. В гостинице «Транзит» на железнодорожном вокзале ночлег и сейчас обойдётся не меньше чем в 1500 руб., а стоимость номера в мини-отеле «MAKS HAUS» - 4,5 тыс. руб. Всего к чемпионату мира необходимо иметь 7760 «койко-мест» в гостиницах разной звёздности. Это требование ФИФА, сформулированное на основании опыта проведения прошлых чемпионатов. Слава богу, что самарский общепит радует своим разнообразием: от всевозможных суши до русского колорита.
К 2018 году останется только перевести меню на английский и на какой-нибудь африканский или азиатский язык - в зависимости от того, какая сборная попадёт на «самарскую траву». Цен, правда, подобных среднему чеку в том же польском общепите, где проходили игры Еврочемпионата в 2012 году, - 10 евро за полноценный обед на двоих, - нет даже в таких «демократичных» самарских точках питания, как «Макдоналдс».
У других
Если брать всё Поволжье, то больше отелей только в Казани. За последние несколько лет там серьёзно нарастили гостиничный фонд за счет реализации ряда проектов федерального значения. В год проведения Универсиады цены в мини-отелях варьировались от 1400 до 3800 рублей за сутки. Заявок на строительство даже сейчас больше, чем свободных площадок. На знакомство с местной кухней в уличных кафе - разными эчпочмаками, чак-чаком - у туристов уходит всего 300 рублей.
Достопримечательности
У нас
Идея проложить пешеходный маршрут по знаковым местам Самары при помощи красной линии, связывающий все туробъекты воедино, «умерла». Инициаторы успели лишь нарисовать на улицах города красную полоску, которая со временем превратилась в азбуку Морзе, а потом и вовсе стёрлась. С «дополненной реальностью» - QR-кодами на зданиях, чтобы каждый владелец смартфона смог получить информацию о здании, наведя свой гаджет на дом, пока также без изменений.
Хотя еще пару лет назад департамент строительства получил на это немалые средства из городской казны. Как и пять, и десять, и двадцать лет назад, основной поток иногородних туристов с теплоходов встречает не информационный киоск, а «лабаз» с вяленой рыбой. В топ-листе (10 объектов, «обязательных» для посещения), опубликованном на сайте департамента туризма, только три объекта находятся в губернской столице.
У других
Лучшим помощником туриста во многих европейских городах становится мультимедийный киоск, или тотем, как их принято называть на Западе. Этот путеводитель даёт путешественнику самую актуальную информацию о достопримечательностях и инфраструктуре того места, где он находится. Ну а туристические автобусы, двигающиеся по основным достопримечательностям городов и со специальными остановками, на которых можно выходить неограниченное количество раз и садиться на следующий транспорт, - примета практически всех городов, где наблюдается большой поток туристов. Например, в Барселоне самый длинный маршрут проходит по 44 достопримечательностям столицы Каталонии.
Смотрите также:
- Стадион к ЧМ-2018построят на территории радиоцентра →
- Зимний спорт доступен каждому самарцу →
- Мы заставим работать чиновников →