По данным официальной статистики, число наркозависимых в регионе снижается. Если в 2011 г. 699 на 100 тыс. человек состояли на учёте, то в прошлом году эта цифра уже составила 309 на 100 тыс. человек. Это на 29% ниже, чем в 2015 г. (437 человек).
В декабре прошлого года в регионе на учёте состояло чуть больше 11 тыс. человек. Ещё 4,5 тыс. принимают наркотики эпизодически. Однако, по словам экспертов, статистика может и не отражать реального положения дел. Ведь в неё попадают лишь те, кто встаёт на официальный учёт, который, кстати, связан со значительными ограничениями в правах.
Эйфория и апатия
Самарчанка Ольга П. начала принимать наркотики в 16 лет, можно сказать, в «семейном кругу»: девушка родилась в семье наркозависимых. В 18 лет мечтала о принце и вышла замуж за такого же наркозависимого. Родила дочь. Пока носила ребёнка, нашла в себе силы не употреблять ни наркотики, ни алкоголь, но малыш требовал много времени и сил, и молодая мамочка стала жить по принципу «одна доза - и есть силы поиграть с дочкой, ещё одна - и можно убраться в квартире»...
Пётр С. родился в семье, где наркозависимым был отец. Впервые наркотики попробовал, учась в институте.
«Я ненавидел своего отца, ненавидел наркоманов, но на предложение уколоться руку протянул сам, и инъекцию мне сделал лучший друг».
Парень смог излечиться от болезни и вернуться к нормальной жизни, однако «наследство» наркозависимости - множественные сотрясения головного мозга, положительный статус ВИЧ и опыт нескольких передозировок. И таких историй множество.
Как рассказала Бэла Никитина, социолог, в современном обществе проблема распространения наркотиков связана с тем, что это прежде всего выгодный бизнес, связанный с крупными финансовыми потоками.
«С другой стороны, бизнес построен на желании многих людей употреблять наркотики. Откуда оно берётся? Прежде всего из-за отчуждения, когда члены одной семьи не чувствуют, что происходит с их близкими. Существует и проблема нехватки конструктивных форм социального взаимодействия, ведь многие молодые люди пробуют наркотики от скуки и избытка свободного времени», - считает она.
И действительно, по словам экспертов, проблема наркозависимости стала особенно актуальна для Самарской области в 90-е гг., когда закрылось множество бесплатных кружков и секций, которые действовали в советские времена. Тысячи скучающих подростков и молодых людей вышли на улицы и нашли своеобразный «досуг» - погрузиться в эйфорию и апатию, которые дают наркотические вещества. Девяностые годы остались в прошлом, однако многие самарцы по-прежнему живут в спальных районах, где нечем себя занять.
Статистика лжёт?
Руководитель благотворительного фонда «Вектор жизни» Елена Титина рассказывает, что большинство предпочитают обращаться в платные реабилитационные центры, куда можно поступить анонимно. Кроме того, сильно изменился сам портрет наркомана. Многие буквально «сгорают» за полгода, даже не успевая встать на учёт.
Сегодня появляется всё больше синтетических наркотиков, воздействие которых на организм приводит к необратимым последствиям. Как рассказала семейный психолог Светлана Соколова, синтетика более доступна и молодым людям кажется, что такие вещества менее опасны, чем, например, героин. Но это иллюзия. Употребление химических веществ ведёт к необратимым повреждениям головного мозга.
«Многие мои пациенты, принимавшие «химию», стали инвалидами. Как правило, я рекомендую пребывание в реабилитационном центре для людей с зависимостью от натуральных наркотиков от трёх месяцев и больше, для людей с зависимостью от «химии» - не меньше полугода. Были случаи, когда у пациентов с химической зависимостью галлюцинации и панические атаки сохранялись в течение трёх месяцев», - делится она.
По словам врача областного наркодиспансера Натальи Казаковой, «бывалые» отмечают, что последствия от употребления синтетических наркотиков оказываются даже тяжелее, чем от натуральных, и отказаться от их употребления гораздо сложнее.
Помощь может опоздать
Сегодня в регионе работают более 30 учреждений, которые занимаются восстановлением наркозависимых. Однако только у областного реабилитационного центра и у медицинского центра «Ковчег» есть лицензии на применение лекарственных препаратов. Остальные по документам занимаются только социальной реабилитацией. Деятельность центров оценивают по-разному. Кто-то из «бывших» рассыпается в благодарностях и сам становится волонтёром, помогая другим избавиться от пагубной привычки. А кому-то реабилитация не помогает, и он снова возвращается к старому...
«К сожалению, к нам зачастую обращаются пациенты с уже сформированной зависимостью. Семьи наркоманов стремятся в частные клиники, помощь которых далеко не всегда эффективна. Кроме того, самое сложное при работе с наркоманами - сформировать у них мотивацию. Излечение требует огромного труда, а наркозависимые в большинстве своём привыкают искать лёгкие пути. Если человек выбирает трезвость, то он аккуратно ходит на все процедуры, и медицинская, а затем и психологическая помощь обязательно принесут результаты», - замечает Наталья Казакова.
Смотрите также:
- Уйти в минус. Население Самарской области продолжает вымирать →
- Гиперактивность - не болезнь, а отклонение от нормы →
- Как бороться с осенней депрессией? →