Ошибка прессы. Как вазовская «копейка» получила третий день рождения

Первая серийная вазовская «копейка» до сих пор хранится в музее АвтоВАЗа. © / Павел Сидоров / АиФ

Первый автомобиль ВАЗ-2101 в Тольятти был произведен 19 апреля 1970 года. Но днем рождения легендарной «копейки» многие считают 9 сентября. Из-за чего возник такой разброс в датах и как создавался первый советский народный автомобиль, разбирался корреспондент «АиФ-Самара».

   
   

Прародительница «гаражного досуга»

История вазовской «копейки» уходит корнями в 60-е годы прошлого столетия. Именно тогда промышленность СССР столкнулась с неразрешимой задачей – практически полное отсутствие легкового автопрома.

«Автомобили, которые выпускались в стране на тот момент, уже явно не могли удовлетворить растущий спрос на внутреннем рынке. Вариант с открытием внутреннего рынка для иностранных автопроизводителей президиумом ЦК не рассматривался как из-за идеологических, так и из-за экономических соображений», - рассказывает коллекционер автомобилей Сергей Кобзев.

АвтоВАЗ делал даже кабриолеты, но в российском суровом климате они не прижились. Фото: АиФ/ Павел Сидоров

Требования к новому народному автомобилю были сформированы достаточно быстро. Машина должна была быть недорогой, надежной и очень простой в эксплуатации.

«Эксплуатационный момент оказался очень важным. Дело в том, что на тот момент СССР практически не располагал станциями техобслуживания для физлиц. Сервисы и станции СТО были только в очень крупных городах. Предполагалось, что обслуживаться новая машина должна была силами самого автолюбителя. Именно вазовской «копейке» граждане СССР, а потом и России, обязаны появлением «гаражного досуга». До сих пор люди пенсионного и предпенсионного возраста собираются в гаражных массивах и занимаются самостоятельным ремонтом автомобилей. Сложилась своеобразная субкультура со своими неписаными правилами поведения и со своей иерархией», - рассказывает Кобзев.

Минимализм был фирменным стилем АвтоВАЗа на этапе становления производства. Фото: АиФ/ Павел Сидоров

После окончательного формирования требований стало очевидно, что собственного автомобиля, который отвечал бы всем требованиям, в стране просто нет, а на его разработку уйдут годы. Тогда и было принято решение заимствовать подходящую модель за рубежом.

Экспериментальный автомобиль АвтоВАЗа «Гном» должен был решить проблему городского движения в густонаселенных городах, но он так и не пошел в серию. Фото: АиФ/ Павел Сидоров

Итальянский обман

Правительство СССР не стало выбирать новую машину среди аутсайдеров авторынка. За основу будущего народного автомобиля был взят FIАТ-124, который в 1966 на выставке в женевском дворце «Пал-Экспо» получил звание лучшего европейского автомобиля. В том же 1966 году между СССР и итальянским автоконцерном было заключено соглашение о совместном строительстве автозавода и разработке легкового автомобиля. Этот контракт обошелся советской стороне в 1,7 млрд долларов.

   
   

Эксперты не исключают, что именно это соглашение стало причиной столь значительного отставания отечественного автопрома от мировых тенденций.

АвтоВАЗ активно экспериментировал с полноприводными автомобилями. Фото: АиФ/ Павел Сидоров

«Дело в том, что советская делегация рассматривала два автомобиля - FIАТ-124 и FIАТ-123. FIАТ-123 имел передний привод и итальянские автопроизводители понимали, что за этим типом автомобилей будущее. Поэтому они убедили советскую делегацию сделать выбор в пользу машины с задним приводом, который к тому моменту уже начал устаревать. Существует легенда, что советская делегация сделала свой выбор исходя из цифр в марке автомобиля. Было принято решение, что модель FIАТ-124 является более современной и передовой, чем FIАТ-123. Как оказалось, даже советская элита ничего не смыслила в автомобилях», - говорит Кобзев.

Есть в линейке моделей ВАЗа и гоночные автомобили. Фото: АиФ/ Павел Сидоров

Растиражированная ошибка

Завод в Тольятти строился ударными темпами. В 1970 году уже были готовы корпуса, начался монтаж конвейера, но в ход работ вмешалась генеральная линия партии. Было принято решение приурочить старт производства новых легковых автомобилей к какой-нибудь значимой дате из истории КПСС. Событие важное, поэтому решено было выбрать соответствующую рангу дату, которой стал день рождения Владимира Ленина. Но Ильича, как известно, угораздило родиться 22 апреля, а монтаж конвейерной линии был запланирован на лето. У руководства завода возникал резонный вопрос – что делать и как не ударить в грязь лицом? За срыв сроков можно было лишиться должности на новом заводе. Выход был найден. Машины были собраны на заводе вручную, без использования конвейера.

Свой электромобиль АвтоВАЗ создал задолго до появления легендарной «Теслы». Фото: АиФ/ Павел Сидоров

19 апреля тольяттинский автозавод сообщил о сборке первых шести автомобилей ВАЗ-2101. Именно этот день и считается официальным днем рождения «копейки». Машины были представлены публике, партийное руководство отрапортовало «наверх», что работы на заводе ведутся с опережением графика. И работы по монтажу оборудования продолжились дальше.

Розничные продажи «копейки» и ее серийное производство стартовали 18 августа 1970 года. Но пресса несколько запоздала с освещением столь важного события. 9 сентября 1970 года в газете «Правда» была опубликована статья «С конвейера Волжского автозавода сошли первые малолитражки». Далее эта ошибка неоднократно тиражировалась советскими СМИ, например, в 1974 году журнал «За рулем» опубликовал статью, где также утверждалось, что производство ВАЗ 2101 началось в сентябре 1970 года. Потом эта неточность попала во «всемирную паутину», и теперь «копейка» «отмечает» сразу три дня рождения. 19 апреля 1970 года – производство первых шести автомобилей и официальный день рождения машины, 18 августа 1970 года – начало серийного производства и розничных продаж, и 9 сентября 1970 года - дата, которая возникла из-за неточности в публикации советских газет.

Смотрите также: