Груз знаний. По плечу ли школьникам современная учебная программа?

Учебная программа не оставляет школьникам ни минуты свободного времени. © / Валерий Христофоров / АиФ

Попытки компенсации?

Первого сентября Полина, вооружившись цветами и новенькими тетрадями, отправилась в первый класс. Торжественная линейка, поздравления, и вот она — школьная жизнь. Уже на второй неделе выяснилось, что от первоклассников школа требует немало: то подготовить доклад о цветении ив, то рассказать о современных достижениях человечества, то проявить себя на внеурочных занятиях. А на некоторых предметах ждут и компьютерных презентаций: как-никак на дворе XXI век.

   
   

На излишнюю нагрузку жалуются и родители других детей.

«В первом классе моя дочь едва справлялась с нагрузкой. Доходило до истерик. Я помню, как дочка заливалась слезами, потому что не могла понять, как выполнять фонетический разбор. По-моему, это слишком сложная тема для семилеток. А все эти рефераты и доклады, которые вечерами писали мы с мужем! Кого там развивают — ребёнка или нас?» - вспоминает жительница Самары Лариса Викторова.

Единственный график, который возможен для первоклассников: десять минут мы учим уроки и десять минут мы скачем. Избыточная загруженность детей — попытки компенсации со стороны их родителей.

С мамами-папами первоклассников согласны родители и более старших ребят. Школа стала отнимать так много времени, что ни на что другое его практически не остаётся. Связано это и с тем, что по новым образовательным стандартам, которые существуют уже несколько лет, к обычной школьной нагрузке добавились внеурочные занятия. Каждый школьник после основных уроков может остаться на дополнительные занятия, например, на «Основы речи и этикета», или на «Английские песни», или на «Познай себя» - список у каждой школы свой. Казалось бы, что плохого в том, что детей развивают всесторонне? Однако год от года школьники выглядят всё более уставшими. Неужели груз знаний и навыков оказывается для них слишком тяжёлым?

«Единственный график, который возможен для первоклассников: десять минут мы учим уроки и десять минут мы скачем. Избыточная загруженность детей — попытки компенсации со стороны их родителей. Это часто случается, когда у мамы ни на что не хватает времени, она ничего не успевает, и, вместо того, чтобы решать свои проблемы, пытается организовать день своего ребёнка и наполнить его под завязку полезными событиями. Если же ребёнку поступает слишком много информации и она плохо усваивается, он начинает её бояться. Он не понимает, что ему говорят, и боится задавать уточняющие вопросы, чтобы не показать себя дураком. В результате ребёнок начинает избегать познавательных процессов, у него глушится поисковая активность», - считает психолог Елена Кабанова.

Как утверждают врачи, стремление успеть всё часто оборачивается для отличников, да и не только для них, большими проблемами со здоровьем.
   
   

К учёбе не готовы

«Государственные образовательные стандарты предполагают творческое и развивающее обучение, которое пришло взамен прежнему, построенному большей частью на получении и заучивании готовой информации. Сегодня учитель предлагает разные формы обучения, чтобы ученик мог делать выводы самостоятельно, приходить к умозаключениям и учиться добывать информацию. Отсюда ставшая такой популярной проектная деятельность: доклады и рефераты, презентации, кроссворды и т.д. Однако такой формат работы часто представляет огромную сложность для младшеклассников. Ведь часто ребёнок приходит в школу совершенно не подготовленным. Если раньше семилетний ребёнок был октябрёнком и мог уступить место в транспорте старшим, то сегодня его ведут в школу за ручку, помогают переобуться. Многие в этом возрасте даже не умеют завязывать шнурки. И получается, что информации в школе гораздо больше, чем ребёнок в состоянии освоить», - рассказывает учитель русского языка и литературы Светлана Сосина.

По словам педагога, не меньшей нагрузкой грозит и старшая школа. Здесь многие начинают заниматься школьной научной работой. Дети с хорошей успеваемостью умудряются участвовать в научных конференциях и олимпиадах по нескольким предметам, совмещая интенсивные занятия в школе со спортивными секциями или музыкальными занятиями. К сожалению, как утверждают врачи, стремление успеть всё часто оборачивается для отличников, да и не только для них, большими проблемами со здоровьем. Повышенная утомляемость, нарушения осанки, проблемы с желудочно-кишечным трактом — список заболеваний можно продолжать и продолжать.

Берут здоровых, а выпускают...

Правда, в излишней нагрузке, с которой дети подчас не справляются, не всегда виноваты суровые педагоги.

«Я часто наблюдаю ситуацию, когда родители нанимают репетитора, чтобы он делал с ребёнком домашнее задание. Отсюда и дополнительная умственная нагрузка, которая не всегда на пользу, и дополнительный контроль. Я знаю детей, которые не способны самостоятельно сделать уроки. Им необходимо, чтобы их контролировали либо родители, либо педагоги. Они несамостоятельны и часто не способны организовать свою работу», - рассказывает учитель русского языка и литературы Ксения Сундукова.

Несамостоятельность - только один из «побочных эффектов» избыточного интеллектуального развития школьников. «Плюсом» к ней идут весьма серьёзные заболевания. По словам врачей, причины этих заболеваний как неправильная организация режима дня и питания, так и гиподинамия.

«За то, что происходит с детьми, равную ответственность несут и школа, и родители. Например, основной причиной нарушения осанки можно назвать гиподинамию у детей. И с возрастом её проявлений становится всё больше: если у младших школьников она встречается в 30-40% случаев, то к старшим классам уже в 75%. А всё потому, что нынешние дети слишком много времени проводят у экранов телевизора и компьютера, зачастую пользуясь неправильно подобранной мебелью. Итог – слабый мышечный корсет и дефекты позвоночника», - рассказывает главный внештатный специалист министерства здравоохранения и социального развития области по гигиене детей и подростков Наталья Шпаковская.