Доверяют или нет? Как самарцы относятся к полиции

«АиФ в Самаре» решил проанализировать, насколько результаты этого опроса отражают реальную картину отношения жителей к правоохранительной структуре, и запустил собственный опрос на сайте.

   
   

Побиты рекорды доверия?

Мониторинг мнения о деятельности полиции в Самаре проходил с 6 по 20 августа. Его проводили сами сотрудники УМВД и представители Общественного совета. Опрашивали жителей анонимно и во всех районах города. Всего 2700 человек ( в Самаре проживает 1 млн 167 тысяч 719 человек).

Как сообщила пресс-служба ГУ МВД России по Самарской области, в опросе участвовали преимущественно женщины - 61,9% респондентов. В возрасте от 18 до 24 лет - 4,8%. От 24 до 54 лет - 55%, и от 55 лет и старше - 40,8%. В результате опроса выяснилось, что защищенными и скорее защищенными чувствуют себя 73,9% респондентов, незащищенными и скорее незащищенными - 17,8%.

В целом доверяют и скорее доверяют полиции 80,1% респондентов, не доверяют и скорее не доверяют - 14%. Положительно и скорее положительно оценивают работу 78,3% респондентов, негативно и скорее негативно оценивают работу 8,3%.

«Изучение мнения населения помогает составить реальную картину того, как люди на самом деле относятся к тем, кто их защищает. Мы услышали много слов благодарности в адрес участковых, сотрудников патрульно-постовой службы. И мы будем стремиться в дальнейшем совместно повышать коэффициент доверия граждан к полиции!» - рассказал представитель Общественного совета УМВД России по Самаре Юрий Силантьев.

Доверяй, но проверяй?

Результаты мониторинга общественного мнения эксперты «АиФ в Самаре» поставили под сомнение по ряду причин. По их мнению, полицейские не квалифицированы для того, чтобы проводить опросы. Кроме того, представители Общественного совета также не могут проводить мониторинг, а лишь участвовать в нем как консультанты, определяющие проблемы, которым должен быть посвящен опрос.

Проводить исследование общественного мнения должны исключительно социологи, а опрашивать людей - профессиональные интервьюеры.

   
   

«Представьте себе, что полицейский наряд с резиновыми дубинками и при оружии, подходит на улице к прохожим и спрашивает: как вы относитесь к полиции? И кто рискнет после этого сказать: я плохо отношусь к полиции? Только особо настроенные, агрессивные люди. Поэтому первый вопрос: кто проводил опрос? Если не профессионалы, то результатам доверять нельзя», - считает доцент кафедры социологии, социальной сферы и демографии, кандидат социологических наук СамГУ Бэла Никитина.

Не доверяют результатам опроса и адвокаты.

«Результаты опроса можно отнести к разряду фантастики. Большинство наших граждан, к сожалению, не доверяют работникам полиции ни в какой ипостаси. Я каждый день вижу негатив - на предварительном следствии, в судах, прокуратуре, СИЗО, и в том числе когда защищаю работников полиции, потому что они тоже, к сожалению, совершают преступления. У кого-то выбили показания, кого-то пытали, что-то украли, подделали документы. А человек, который никогда не сталкивался с полицией, он считает, что все хорошо. Большинство сотрудников полиции - это, безусловно, честные люди, но мы их в нашей жизни мало видим, и увы, сталкиваемся с обратным, - то полковника полиции сажают, зам. начальника отдела полиции. Если бы опрос провели на Безымянке, думаю, там был бы совершенно другой взгляд на работу полиции», - считает почетный адвокат России Александр Паулов.

Но в то же время, по мнению эксперта, стоит отметить и положительный момент: полицию интересует мнение горожан.

«Она чувствует потребность в доказательстве того, что к ней относятся позитивно. И очень радует, что нашу полицию это беспокоит. Если полиция это делает потому, что ее заставляют вышестоящие органы, - то это один вариант. А если это действительно та проблема, которая беспокоит наши органы внутренних дел, а именно - доверяют ли нам? Как к нам относятся? То тогда очень хорошо, что этот опрос проводится. Сам факт проведения такого опроса замечателен. Потому что мы понимаем, к сожалению, что наши полицейские на улицах города играют не ту роль, которую играют их коллеги в развитых странах. А там они ориентированы на оказание помощи тем, кто испытывает проблемы. В данном случае полиция опасается, и я думаю, что есть основания, что она выглядит как карательный орган, а не как социальный институт, который для граждан полезен в каждодневной жизни. И, возможно, полиции хочется получить подтверждение своей полезности», - считает Бэла Никитина.

Человеческий фактор дискредитирует работу

Опубликованные официальные данные полиции о доверии сразу же заставили многие самарские СМИ и неравнодушных граждан сделать свои опросы общественного мнения. Так, на сайте «АиФ в Самаре» на момент подготовки материала в нем приняло участие 270 человек и результат оказался зеркально-противоположным. 80% ответили, что не доверяют полиции, а 20% - доверяют.

Самарский депутат и активист ОНФ Аркадий Лазарев в своем твиттере тоже провел опрос. Из 44 проголосовавших 84% ответили, что недовольны полицией, а 16% - довольны.

«Люди прекрасно видят, как у нас сотрудники полиции, прикрываясь действующими удостоверениями и погонами, могут неадекватно себя вести. Когда один из руководителей приходит и говорит: закрывайте его за неповиновение сотруднику полиции, а потом его непосредственный начальник говорит: не переживай, мы с судьей договорились, тебе минималку вынесут, но понимаешь, процедуру надо до конца довести, - о каком доверии к полиции может идти речь? Если у нас добропорядочным гражданам фабрикуют ситуации?» - считает Аркадий Лазарев.

Напомним, 9 июля, во время завершения чемпионата мира по футболу-2018 в Самаре у активиста ОНФ произошел конфликт с сотрудником полиции, прикомандированным из Уфы. После просмотра матча Россия-Хорватия Аркадий Лазарев собирался идти провожать друзей на поезд. По его словам, на выходе с площади имени Куйбышева после окончания мероприятия сотрудники полиции начали выталкивать зрителей, он сделал им замечание и стал снимать их поведение на телефон. Закончилось все для активиста ОНФ достаточно плачевно. Телефон разбили, надели на него наручники, а позже врачи насчитали на теле депутата 15 ссадин и синяков. Но в отношении Лазарева все же составили административный протокол о неповиновении полиции, и мировой суд вынес решение оштрафовать его на тысячу рублей. Сейчас Лазарев обжалует его в Самарском областном суде и обещает, если потребуется, дойти до СПЧ.

«Не говорю о том, что вся структура МВД так себя ведет. Но есть определенные люди, которые пришли туда на какой-то промежуток времени, совершают огромное количество бесчинств, уголовных преступлений, тем самым формируя недоверие к полиции и дискредитируя остальных, порядочных и честных полицейских. Я надеюсь, что та чистка, которая сейчас идет в рядах самарской полиции, продолжится», - говорит Аркадий Лазарев.

Бить или не бить?

Эксперты «АиФ в Самаре» отмечают, что полиция действительно становится ближе к народу. Жители пишут благодарственные письма полицейским, где отмечают их профессионализм и ответственное отношение к службе, когда к ним обратились за помощью. Но есть и такая категория граждан, которая записала сотрудников полиции «во враги» и готова вести себя агрессивно к представителям власти. Стандартная картина, когда на законное замечание прекратить выпивать алкоголь на улице, во дворе, на детской площадке или в сквере сотрудники полиции слышат брань, а еще хуже, когда дебошир пытается порвать форму, начинает бить полицейского при исполнении.

Причем чаще всего страдают от нападений те сотрудники, которые работают «на земле» и каждый день контактируют с жителями Самары, - участковые уполномоченные, сотрудники патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы. По данным СУ СК РФ по Самарской области, в первом полугодии 2018 года поступило 120 сообщений о применении насилия в отношении полицейских. Следователи возбудили 80 уголовных дел по статье «Применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо угроза применения насилия».

«У нас все сотрудники полиции максимально защищены законом. Поэтому все их требования, даже если вам кажутся они не законными, предъявить документы, прекратить какие-то действия - пить, ругаться матом, - вы должны выполнить.

Вы потом можете эти действия обжаловать, но в тот момент, когда он к вам подошел, его требования вы должны исполнить однозначно», - рассказал заместитель руководителя отдела процессуального контроля СУ СК РФ по Самарской области Азамат Мамбетов.

Смотрите также: