Из университета в ларёк
Без преувеличения скажу: настало время молодых учёных, когда они могут что-то сделать для страны, поднять её научный потенциал.
До 35 лет учёный - молодой, если он кандидат наук, а если доктор - то и до 40 всё в «огурцах» ходит. Я в науке, можно сказать, с младенчества. Одной рукой брал мамину диссертацию по микроорганизмам, другой - папину по полупроводникам. Теоретической физикой занимался, ещё будучи студентом аэрокосмического лицея. Только вот в 90-е наша семья настрадалась: зарплаты, которую получали мои родители - доценты, не хватало даже на продукты. Наука не финансировалась. Выпускники шли в ларьки, в лучшем случае - в какие-то коммерческие структуры, но не в лаборатории.
Это точка зрения пессими- стов. Если её придерживаться, то мы не пойдём дальше. Я считаю, что многое удалось сделать как раз за последние десять лет. Университеты обеспечены современным оборудованием в рамках целой серии федеральных проектов. В 2009 году состоялся конкурс среди университетов на получение категории «Национальный исследовательский университет», который наш СГАУ выиграл. Наша наука сейчас может совершить рывок, правда, при условии правильной постановки вопроса.
Наукоёмкое оборудование, которым теперь обладают многие учебные заведения, требует высококвалифицированных кадров. Чтобы подготовить их, нужно повысить мотивацию вузовских преподавателей. Преподаватель, мой коллега, в США получает 72 тысячи долларов в год. Да что американцы! Советскому профессору после войны платили зарплату, на которую он мог приобрести автомобиль. А наши преподаватели отказывают себе в отпусках, чтобы заработать на содержание семьи, преподают и работают в нескольких местах. И представьте себе аспиранта, который освоил такое высококлассное оборудование. Он наберёт знаний, и уйдёт туда, где платят.
Иностранцы эффективнее
В Европе и Америке процессы реализуются быстрее, прозрачнее и эффективнее. Вот несколько примеров. Не ответил своему иностранному коллеге через пять минут на электронное письмо, значит, показал неуважение, а у нас это в порядке вещей. Прежде чем приступить к делу, всю работу, обеспеченную, естественно, ресурсами, иностранец спланирует до мелочей. Они эффективней планируют, управляют, быстро согласовывают. Теперь представьте ситуацию, когда иностранные партнеры предлагают решения, требующие согласования с нашей стороной. У нас в стране в большинстве случаев согласование сопровождается бюрократическими проволочками. Пока ходишь по инстанциям - у иностранного коллеги интерес пропадает. Это сильно осложняет работу.
Рынки все поделены были ещё в 90-е, когда США вместе с Европой взяли все лучшее у Советского Союза - стиль управления, планирование и т. п. - и стали наши же идеи продвигать. А мы в это время назад пятились. Выйти на рынок очень трудно. Я читал программу развития объединённой авиастроительной корпорации - замечательная программа! Но требуются колоссальные усилия, направленные на преодоление технических и торговых барьеров, потому что американцы, японцы и европейцы ни на йоту не уступают своих позиций на рынках. Но найти своё место нам ещё по силам. Это наноэлектроника, авиапром, ядерные исследования, космос, биомедицина, геоинформатика.
Смотрите также:
- Дмитрий Быков: «Учитель порой играет определяющую роль в судьбе человека» →
- Татьяна Журчева: Почему современным школьникам необходима литература →
- Ученые считают, что ЕГЭ превратило образование в позор →