Техосмотр. Чего стоит опасаться автолюбителям

Не стоит лениться пройти техосмотр, может выйти дороже.

   
   

ТО на глаз?

Чобы получить страховой полис, автолюбитель теперь должен предъявить талон техосмотра. Но на деле так происходит не всегда. В Самаре и области сейчас действуют 42 оператора и 69 линий техосмотра. У департамента ценового и тарифного регулирования облправительства есть претензии к восьми из них. Это в первую очередь вновь зарегистрировавшиеся в Российском Союзе автостраховщиков (РСА) операторы, на самом деле не имеющие никаких станций ТО, а располагающие по указанному адресу лишь столом и стулом, – так называемые «пиратские» конторы.

Проблема в том, что РСА далеко (ближайшее представительство – в Нижнем Новгороде), поэтому функции наблюдения за операторами техосмотра берёт на себя УГИБДД области: в частности, проверяет, оснащены ли существующие и вновь открывающиеся станции необходимым оборудованием или ТО осуществляется «на глаз».

В «пиратских» конторах происходит наглая и неприкрытая продажа талонов техосмотра. Это удобно для тех автолюбителей, которым лень проходить ТО и устранять неисправности. Но, получив талон на такой «станции», в случае наступления страхового случая из-за неисправности автомобиля вы не найдёте на месте ни самой организации, ни специалиста, поставившего свою подпись, а страховая компания не преминет истребовать деньги лично с вас.

Талон «в подарок»

Нередко агенты страховых компаний, с целью привлечения большего числа клиентов, выдают автомобилистам полис ОСАГО вместе с «предзаполненным» талоном техосмотра. Но при совершении подобной сделки страховщики вряд ли разъясняют автомобилистам, что теперь им обязательно нужно пройти ТО, несмотря на то, что полис уже начал действовать, а номер талона в него уже вписан. И многие автолюбители могут воспринять талон техосмотра как уже полностью заполненный и действующий. Особенно актуальна эта проблема для отдалённых районов, где станции техосмотра в дефиците, и не каждый захочет ради этой формальности ехать в город.

Гаишники на дорогах теперь требуют предъявлять только страховку, а значит, махинация раскроется только в одном случае: если автомобиль попадёт в ДТП в результате неисправности, не выявленной при техосмотре. Тогда, по закону, отвечать должен тот, кто выдал талон, – а где он? Не ляжет ли и в этой ситуации ответственность на плечи автомобилиста?

Правда, представители компании-страховщика уверяют: при наступлении страхового случая никто не имеет права требовать талон ТО, все правоотношения определяет лишь полис, а значит, страховку пострадавшему непременно выплатят. «У меня пока ещё не было таких проблемных ситуаций, – говорит адвокат Александр ПАУЛОВ, – но вообще-то, ДТП и техосмотр – не взаимосвязанные между собой вещи, и никто не может подать на вас в суд за отсутствие талона».

Закон нужно исправлять

Выходит, что в новом законе полно лазеек. Поэтому споры по поводу техосмотра не утихают. В Госдуме уже появилось предложение внести в закон поправки, возвращающие инспекторам ГИБДД право проверять талоны ТО на дорогах. Но почти сразу поправки были отозваны для дальнейшей проработки.

В Самаре тоже есть идеи по улучшению ситуации. «Мы предлагаем два варианта решения проблем, – говорит Алексей СОФРОНОВ, руководитель департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области, – или вернуть контроль за проведением техосмотра ГИБДД, или, наоборот, отменить техосмотр и основанием для выдачи полиса сделать диагностическую карту. Это увеличило бы персональную ответственность экспертов за диагностику».

Смотрите также: