Пешком по галактике

Фото:

   
   

Миссия «Марс» невыполнима

- Антон, так сколько звёзд на небе?

- В обозримой Вселенной с помощью мощных телескопов мы можем наблюдать до 200 миллиардов галактик. В нашей галактике насчитывается примерно 100 миллиардов солнц. Почти вокруг каждого вращаются планеты. Одни в сотни раз крупнее и горячее, другие мельче и холоднее. Кстати, наше Солнце – весьма посредственная по размерам и яркости звезда. Я уверен, на многих планетах есть разумная жизнь. Десятки, сотни миллионов цивилизаций разбросаны по всей Вселенной! До ближайшей к нам соседки – галактики Андромеды – свет долетает только за 2 миллиона лет. Причем наша галактика стремительно сближается с этой туманностью, и в обозримом, по космическим меркам, будущем они столкнутся, что приведёт к гигантской космической катастрофе. Радует лишь, что к тому времени само Солнце давно погаснет, и жизнь на земле станет невозможной.

- В 2011 году премию Нобеля вручили астроному — астрофизикам её вручали всего четвертый раз в истории. И мало кто обратил на этот факт внимание. Какие ещё события в астрономии прошли незамеченными для обывателей?

- Для обывателя все научные события проходят незамеченными. Вот когда выступает президент или премьер на каком-нибудь консервном заводе - это значимое событие, про него 24 часа рассказывают и показывают по всем каналам. Остальное нам знать не обязательно. Это государственная политика. Между тем телескоп Кеплера за год обнаружил огромное количество экзопланет (планеты вокруг других звёзд) – вот это СОБЫТИЕ! А самым грандиозным мог бы стать запуск космического аппарата «Фобос-Грунт». Он стал бы самым амбициозным, если б мы его не уронили. В перестроечное время, в 1988, 1989 и 1996 годах, мы уже теряли аппараты «Фобос». С тех пор прошло больше 20 лет, но ничего не изменилось. Хотя прежде мы умудрялись сажать аппараты на Венеру и получать уникальные снимки при немыслимо высоких температурах, а это было в сто раз сложнее. Сейчас все значимые события происходят не у нас и не с участием нашей науки и техники. Боюсь, так будет и дальше.

Наукой семью не прокормишь

– Может, это следствие и того тоже, что интерес к науке у молодёжи пропал?

– Нынешнее поколение как раз очень тянется к науке. Видно, у нашего народа это в генах. В моей молодости было всего два телеканала, и на них было много образовательных программ. Сейчас информации куда больше, ещё и Интернет есть. Другое дело, что в науку идти немодно, этим и семью не прокормишь. Всё это результат отвратительной госполитики. Молодёжь спивается, ей никто не занимается. Нет ни пионеров, ни их «заменителей», никаких заметных молодёжных научных движений. Путёвку в жизнь, увлекаясь наукой, сейчас, к сожалению, можно получить только на Западе. И дело даже не в мизерной зарплате российских учёных. Для науки нужны условия. У нас же ничего нет - базы, современного оборудования, лабораторий, современных подходов к научной работе.

– Для вас самого астрономия – лишь увлечение? Когда к звёздам потянуло?

- Я к астрономии отношусь не столько как к науке, а как к божественному арт-искусству. Я любуюсь и восхищаюсь, а не анализирую или замеряю. Мне было девять лет, когда мама принесла с работы домой небольшой телескоп, с кафедры физики политехнического института, где она работала. Тогда я и полюбил ночное небо. Телескоп потом вернули, но тяга к звёздам осталась. Сейчас у меня в распоряжении самый большой из серийно выпускаемых телескопов - 406-миллиметровый рефлектор. Мы часто собираемся с единомышленниками в поле, далеко за городом, как правило, между Самарой и Тольятти, и устраиваем вдали от городской засветки ночные наблюдения. Теперь это переросло в движение, которое назвали «Жигулёвские ночи». На этот слёт приезжают любители астрономии со всей области. В поле место есть для всех, и всегда есть несколько разных телескопов, чтобы поглазеть на небо. С помощью лазерной указки мы показываем созвездия, наблюдаем в телескоп далёкие галактики, туманности и звёздные скопления.

Обидели майя

– И как там планета Нибиру, о которой сейчас так много говорят?

- Вокруг астрономии ходит много легенд и домыслов. Про кометы-убийцы, про гигантские астероиды, несущиеся на нас, про магнитные бури, роняющие спутники, и даже космический грипп. Человека всегда пугало неизведанное. С точки зрения науки могу сказать, что вокруг Солнца на очень далёких эллиптических орбитах действительно вращается достаточное количество комет и астероидов. Многие из них известны, орбиты вычислены. Об остальных только предстоит узнать. Появление крупного объекта будет замечено за год и даже раньше. Всё остальное - гадание на кофейной гуще и пища для всяких спекуляций. Так что истории о Нибиру – таинственной десятой планете – всего лишь сказки.

- А пророчество майя – тоже миф?

- Наука шагнула далеко вперёд, а мы соотносим планы с графиками майя. Думаю, этому древнему умному народу было бы невероятно обидно узнать, что по их картинкам далёкие совершенные потомки планируют своё будущее. Разумнее смотреть на небо не с тревогой, а с восхищением. Какой масштаб, какая мощь, и насколько в сравнении с этой мощью мы малы и бессильны. Сколь крохотна наша любимая планета и как надо дорожить тем, что мы имеем. Не дорожим. Быть может, ещё и потому, что люди всё меньше засматриваются на ночное небо. Кстати, мало кто знает, что планеты нашей солнечной системы можно хорошо разглядеть не только в телескоп, но и невооружённым взглядом. Например, сейчас, глядя на две самые яркие вечерние звезды, знайте – это планеты Венера и Юпитер. А если посмотрите в 50-мм бинокль, можно разглядеть на диске планеты экваториальные полосы и четыре самых ярких луны Юпитера – Ио, Европу, Ганимед и Каллисто. Они выглядят как четыре маленькие звёздочки, выстроенные в линию. Представляете, Юпитер в 300 раз тяжелее Земли, а его размеры в 1300 раз превосходят нашу планету. Та Европа покрыта толстой коркой льда. Под ним таится огромный неведомый океан. Как знать, возможно в его пучинах есть жизнь. Чтобы узнать это, надо пробить километровые толщи льда и запустить под лёд субмарину. Кстати, такие проекты уже сегодня разрабатываются учёными некоторых стран. Жаль, если и это произойдёт без нас.

Смотрите также: