Восемь с половиной мужчин
В 2002 году в области проживало 3 миллиона 239 737 человек, в губернской столице – 1 миллион 175 тысяч человек. Поэтому, готовясь к проведению переписи 2010 года, статистикам велели, кровь из носа, не «уронить» количество жителей губернской столицы ниже миллионной планки.
Мегаполисом, напомним, Самара стала почти сорок пять лет назад, в 1967 году, осенью. После рождения Наташи Беловой, ставшей миллионной самарчанкой, город получил право строить метро и другие преференции из центра для поддержания статуса «Большого города».
Максимальной численности населения наша губернская столица достигла в 1991 году - 1 260 103 человека, прибавив за четверть века 260 тысяч жителей. Стали ждать очередного прибавления. Но уже через год Самарская область одной из первых в стране оказалась в полосе депопуляции, опередив всё остальное население России. Именно в нашем регионе статистика зафиксировала явление, получившее позднее название «русский крест», когда на графике смертей и рождений обе кривые пересекаются, причём падает линия рождаемости. Неуклонно снижалось и число жителей губернской столицы. Увы, эта тенденция с 2002 года в лучшую сторону не поменялась, несмотря на оптимизм, излучаемый чиновниками.
- По сравнению с прошлой переписью население области сократилось на 24,1 тысячи человек, - констатирует руководитель самарского Росстата Геннадий ЧУДИЛИН. - К тому же общее сокращение численности населения происходило более высокими темпами, чем в предыдущий межпереписной период. Это главный неутешительный итог.
Раньше положенного времени мрут наши мужики, не дожив порой и до 58 лет. Из-за этого возникает и гендерный перекос: численность женщин превышает численность мужчин на 272 тысячи человек. Десять лет назад эта несправедливость была менее выражена, хотя и в то время женское население преобладало, тогда «всего» на 247 тысяч человек. Если о нынешней ситуации сказать словами известной песни, получится вот так: на десять девчат уже не девять, а всего восемь с половиной ребят.
На помощь не рассчитывают
Ещё одна печальная новость – стареем… Среднестатистический возраст жителя области – 40 лет, тогда как десять лет назад мы были на полтора года моложе. Это понятно. Несмотря на уверения чиновников, что умелое регулирование государством демографических процессов (материнский капитал в особенности) спасло рождаемость, цифры говорят обратное – растёт количество стариков, а среднее число рождённых детей в расчёте на 1000 женщин осталось на уровне переписи 2002 г. и составило 1410. Всё меньше семей с 3-4 детьми. Ещё один тревожный итог: общее количество членов семьи (домохозяйств, говоря языком статистики) уменьшилось с 2,7 до 2,5 человека. Выходит, в среднем на одну самарскую семью приходится половина ребёнка?
А ведь чтобы в обществе был баланс рождаемости и смертности, нужно, чтобы на одну женщину приходилось 2,14 ребёнка. Таков, согласно демографической науке, коэффициент суммарной рождаемости.
- Чтобы в обществе сохранялась стабильной численность поколений, каждая женщина должна дожить до момента, когда её дочь сама станет матерью, тогда можно говорить о полном замещении поколений, – пояснила кандидат социологических наук, доцент Бэла НИКИТИНА. - Однако мальчиков, как было выяснено еще в XVII веке, рождается больше на 3-4%, да и не все дети доживают до возраста, когда сами становятся родителями. Этим обусловлен «запас» - необходимость иметь не двух, а 2,14 ребенка на одну женщину в среднем. У нас же в стране уже почти полвека этот коэффициент ниже, в последние годы он равен 1,5.
Да уж, успехи социальной политики, о которой нам так долго твердили с высоких трибун, оказались не слишком эффективны. К примеру, посчитав население казарм, монастырей, детских домов и приютов для пожилых и инвалидов (коллективных домохозяйств), статистики пришли к выводу, что в домах призрения для пожилых людей постоянных жителей стало больше почти на 20%. А ещё, судя по росту численности получающих пенсии по инвалидности, количество увечных выросло, как и количество земляков, потерявших единственного кормильца. Значит, не всё в порядке в области со здравоохранением.
Не делает чести государству, которое желает называться социальным, и отношение к детям. Число самарских детей и подростков в возрасте до 16 лет, лишившихся различных госпособий, по сравнению с 2002 годом увеличилось. Тогда как количество учащихся, получающих стипендии, уменьшилось почти на 27%.
Но на «костыли» от государства самарцы, похоже, не очень-то и рассчитывают. Почти 600 тысяч земляков рассказали переписчикам, что «крутятся» не на одной работе, а имеют два источника существования, а 31 тысяча человек - даже три. Полагаясь исключительно на свои силы и средства, самарцы занимались и собственным образованием - второе высшее получили уже почти 18 тысяч человек (в 2002 году их было 7 тысяч).
«Вошли в историю» и земляки-бомжи. Переписчикам удалось обнаружить 329 домохозяйств бездомных. Напротив, не застали дома почти 57 тысяч человек – но их всё равно записали в «актив». Так и выполнили локальную задачу переписи на самарской земле – сохранили Самаре статус города–миллионника. Сейчас население губернской столицы составляет 1 миллион 165 тысяч жителей. По словам Геннадия Чудилина, результат для нас неожиданный. Ещё бы не удивляться! Ведь всего годом раньше статистики говорили, что в столице губернии живут 1 миллион 134 тысячи человек. Откуда взялись сразу 30 тысяч – до сих пор непонятно.
Спасут незваные гости?
Сейчас, когда неутешительные демографические тенденции в обществе всё более очевидны, многие земляки задумываются, как из этой демографической «деградации» выйти. Ответ вроде тоже на поверхности: не хотим рожать — давайте привлекать в страну иностранцев.
Сложность, правда, в том, что само население едва ли готово с распростёртыми объятиями привечать гостей. Само слово «иммигрант» у людей ассоциируется с неблагополучными таджиками и узбеками, которые «понаехали» и которых «в шею гнать надо». Да и сами иммигранты, по мнению Никитиной, приезжая в губернию, не воспринимают ее как свой новый дом. Скорее как площадку для заработков. Для того же, чтобы сохранить население России, мигрантов нужно не только принимать, но и включать их в культуру страны, социализировать, учить русскому языку, прививать любовь к новой родине. При этом нужно смирить мигрантофобские настроения в обществе.
- Что вы предпочтете – чтобы страна вымирала на глазах, зато все её население было славянской внешности, или чтобы было больше людей с внешностью восточного типа, но воспринимающих Россию как свою родину, а российскую культуру – как близкую себе, референтную, то есть такую, которой хочется следовать? - задается вопросом демограф.
Второй вариант, по ее мнению, — единственный выход из сложившейся ситуации. Но обществу в целом и власти в частности нужно запустить какие-либо программы, проекты, позволяющие мигрантам адаптироваться и стать полноценными членами общества. Игнорирование проблемы социализации мигрантов сегодня уже невозможно, примером являются недавние события в Лондоне. Без таких мер приезжие станут для государства опасными иждивенцами.
СПРАВКА
«Лидером» по численности населения в губернии стала Самара (1,165 млн чел.). Второй по густонаселённости - Тольятти (719,63 тыс. чел.). Следом идут Новокуйбышевск (110,73 тыс.чел.) и Чапаевск (72,7 тыс. чел.). А общая численность населения муниципальных районов области — 748,04 тысячи человек.
Смотрите также:
- Несмотря на принимаемые меры, число безработных по-прежнему растёт →
- Легко ли в Самаре найти работу? →
- Менеджеров зовут к станку →