«Нет!» преступлениям против родного языка

Фото:

Жертвы рекламы

В прошлом году Самара впервые присоединилась к замечательной акции «Тотальный диктант». Проверить свою грамотность пришел 241 человек: школьники и студенты, учёные и преподаватели, музейщики, предприниматели и тренеры. Но только пять человек написали диктант на «5». Среди них – один журналист, два студента, 2 профессора. Было очень много «двоек». Несколько слов почему-то оказались камнем преткновения для самарцев: «интеллигентность», «сымитировать», «идентифицировать» писали с ошибками многие.

Лингвисты, филологи и психологи знают, почему так происходит. В голове у людей откладываются неверные написания слов из книг, журналов, рекламных буклетов, из всего, что постоянно попадается на глаза. А особенно мозолит нам взгляд безграмотная и бессмысленная уличная реклама, которая, судя по опросам, раздражает уже более 20% россиян.

   
   

В прошлом году щитовая реклама со словом «аЛПенизм» на пересечении улиц Антонова-Овсеенко и Авроры не один месяц раздражала самарцев, пока по просьбе нашей газеты, обратившейся в ФАС, и по настоянию этой структуры владельцы её не сняли. Каково же было наше удивление, когда этот шедевр грамматики, язык не поворачивается сказать «русской», перекочевал к парку имени Гагарина.

В ошибках виноваты и рекламные агентства, экономящие на редакторах и корректорах, заказчики–грамотеи, торопящиеся создать «креатив» без обращения к профессио­налам. А иногда правила русского языка игнорируются специально – с целью привлечения внимания. С трудом, через суд, самарской ФАС удалось снять рекламу со слоганами, включающими слово «ХОРАСО», и «оригинальной» рифмой «дразница – задница», доказав, что написание слов противоречит нормам русского литературного языка, а также «пицца двоицца» (в последнем случае тоже, кстати, не без помощи «АиФ-Самара»). Но за всеми безграмотными «криэйторами» разве уследишь? И в результате «Самара Просвещённая» постепенно становится городом «серых», неучей и полузнаек.

Даёшь ликбез!

Поэтому мы предлагаем нашим читателям включиться в акцию по ликвидации безграмотности в городе. Фотографируйте вывески, баннеры, ценники, афиши, наклейки, объявления с грамматическими ошибками, с указанием места, где вы сделали фото, и присылайте их нам с вашими комментариями. А мы не только опубликуем снимки, но и вместе с экспертом, заведующей кафедрой русского языка, культуры речи и методики их преподавания филологического факультета ПГСГА Ольгой КАЛЬНОВОЙ, разберём ошибки и направим в адрес невежд письма с требованием не измываться над «нашим всем» - родным русским языком.

Вам в помощь - словари, которые, по мнению нашего эксперта, должны быть у каждого:

1. Т.Ф. Иванова. Новый орфоэпический словарь русского языка. М.: Русский язык – Медиа, 2007 (или другое издание).

2. Б.З. Букчина и др. Орфографический словарь русского языка. М.: Аст-Пресс, 2009 (или другое издание этого словаря).

3. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика/Под ред. Г.Н. Скляревской. М.: Эксмо, 2006.

4. Большой толковый словарь русского языка/Под ред. С.А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 2000 (или толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой).

5. Л.П. Крысин. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2007 (или другое издание).

А также бесплатные просветительские курсы русского языка, инициаторами проведения которых стали сотрудники кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания филологического факультета ПГСГА. Занятия будут проходить по средам по адресу: улица Антонова-Овсеенко, 26, с 18.30 до 20.00. До апреля планируется провести дополнительно два мастер-класса – «Тайна орфографии» и «За кулисами пунктуации» – и две деловые игры. Для всех желающих в феврале проведут репетицию диктанта (телефон для справок 269-69-00).

Работа над ошибками

На пивных киосках очень часто можно увидеть надпись «РоЗЛИВНОЕ ПИВО».

Ольга Кальнова утверждает: «Это неправильно. Согласно правилам русского языка продавать пиво, квас, молоко, вино можно в рОзлив — это правильный вариант. РАзливной, (-ая, -ое) – это специально предназначенный, служащий для разливания чего-либо предмет (разливная машина, например). Или продукт, который разливают при продаже. Разливное вино, молоко, масло.

   
   

Смотрите также: