Эти люди умеют создавать праздник своими руками и талантом

   
   

Ёлочный салат

Анна Рат­нер, главный хранитель  историко-краеведческого музея имени Алабина:

- Идея собрать коллекцию ёлочных игрушек возникла у меня в конце 2005 года. Приближались новогодние праздники. Но на тему Нового года мы могли выставить только небольшое количество открыток, предметов же было мало.  Вот я и обратилась к сотрудникам музея  и посетителям  с просьбой принести старые ёлочные игрушки, которые на тот момент совершенно вышли из употребления, потому что их заменил китайский ширпотреб. И мы получили в подарок более тысячи ёлочных игрушек.  Это были в основном  игрушки 50-80-х годов. Но  земляки принесли и  настоящие раритеты – игрушки, изготовленные в первой четверти XX века: миниатюрные подсвечники  в форме звезды, которые закреплялись на ветках ёлки. В  некоторых даже свечи сохранились!  Ёлочные бусы нам тоже приносили в разных вариациях. Кстати,  впервые они появились именно в России. На верхушке  тогда закрепляли шестиконечную Вифлеемскую звезду.

А традиция увенчивать ёлку украшением в виде пики связана не с формой ледяных сосулек, а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для ёлок начали делать именно там.  В дореволюционной России был популярен  и  «дрезденский картонаж» - игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. Позже игрушки стали  делать из ваты, вернее – из скрученного спрессованного хлопка, которому придавали форму балерин, лебедей, жар-птиц. Их раскрашивали, сушили и окунали в раствор крахмала с растолчённой слюдой.  Такие игрушки развешивали на нижних ветвях елки, чтобы дети могли их потрогать. В советской  ёлочной  игрушке  тридцатых годов была отражена даже  тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолётами, один из которых сбивает другой. В годы войны игрушки делали из подручных материалов – проволоки  и стекляруса: фрукты и овощи представлены в нашей коллекции в таком количестве, что из них можно было приготовить «салат» для сотни человек. Игрушки 50-х годов очень пафосные, идеологизированные. К 60-м годам всевозможные шары и сосульки стали занимать едва ли не 100% ёлочного убранства, но на пике популярности – космическая и спортивная темы, гимнасты и космонавты, и, конечно же, «царица полей» – кукуруза.

Шуба с боярского плеча

Владимир Киселёв - самый известный  Дед Мороз Самары. Именно Владимир Павлович  на протяжении многих лет  выступал в роли Деда Мороза на ёлках в театре оперы и балета.  Самарские дети, избалованные  в то время различными бесплатными  утренниками,  говорили, что в других клубах Дед Мороз так себе, и только  Дедушка  из оперного  -  настоящий.

Карьеру Деда Мороза Владимир  начал в 1960 году, когда ему, 25-летнему парню, прессовщику завода «Металлург»,  обладающему ростом 180 см и  густым басом, дали комсомольское поручение  - сыграть главную новогоднюю роль на утреннике для заводских ребятишек.  С тех пор, вплоть до  2001 года,  с пятилетним перерывом на учёбу в московской консерватории, он на две каникулярные недели  превращался  для самарской детворы в главного зимнего волшебника.

Шубу  Киселёву шили специально, из тонкой ткани, чтобы дедушка в помещении не парился. В  1974 году, когда театр  оперы и балета закрыли на ремонт,  весь реквизит  перевезли и свалили кучей в одной из комнат Дворца спорта. Подошёл очередной Новый год – а шубы у Деда Мороза нет.

- Пришлось  отправиться на поиски костюма. Свою одежду я не обнаружил, но, роясь в сценической рухляди, нашёл шикарную боярскую шубу из спектакля «Песня про купца Калашникова», который к тому времени   был снят с репертуара.  Шубу отреставрировали, подбили белым  мехом,  и она служила мне  ещё очень долго.

Сценарии утренников  нам писали очень длинные – тогда сценаристам платили постранично, и  мы за 25-30 минут, которые были отведены на представление в фойе, не укладывались. Поэтому   вместе с другим Дедом – Колей Суховым – сами начали сочинять тексты выступлений. Фантазировали напропалую! Подпускали шутки и для взрослых.  Например, во времена талонной системы герой Петрушка  бегал за  Дедом Морозом и просил у него талоны, жалуясь, что у людей праздник, а им колбасу не на что купить. В наших представлениях принимал участие и маленький Серёжа Войтенко. У него была роль крокодила. Он так и выходил в зелёном костюме, с гармошкой в руках и пел «Я играю на гармошке». А в перерывах между утренниками уходил в  учебные классы и  усердно занимался. Гонорар, кстати, тоже получал!

   
   

Многие детишки  так и норовили проверить, настоящий ли я – исподтишка дёргали за бороду. Приходилось для верности её ещё и приклеивать. Однажды представление уже закончилось, я  спускаюсь по ступеням, а мне навстречу - девчушка: «Дедушка, мы опоздали. Ночью выехали, но все равно не успели!»

Смотрите также: