Научились ли люди за эти годы принимать проблему иммунодефицита, стали ли терпимее к носителям инфекции? Какие мифы заставляют людей с положительным ВИЧ-статусом скрывать свой недуг? Разобраться в этом нам помог директор автономной некоммерческой организации «Молодёжный театр «Light» Михаил УШАКОВ.
Касается каждого
- Сегодня ВИЧ нередко называют чумой XXI века. Неужели так много людей этот вирус уже поразил?
- Я давно жду, когда наш губернатор публично выступит с заявлением о том, что сейчас на территории области эпидемия ВИЧ-инфекции. Иначе это назвать нельзя. В регионе зарегистрировано более 46 тысяч людей с положительным ВИЧ-статусом. Это значит, что более 1% людей в области носят этот вирус, то есть как минимум каждый сотый. Многих эти цифры шокируют. А почему? Потому что никто не произнёс слова «эпидемия»? Но ведь во время эпидемии гриппа заболевают на самом деле не так много людей, однако её объявляют. Потому что тот же «Арбидол» продавать хочется. А в ситуации с ВИЧ ни для кого выгоды нет. Терапию для людей, живущих с ВИЧ, оплачивает государство. Среди молодёжи, кстати, даже ходит миф о том, что этого вируса не существует, это придуманная болезнь. Тема ВИЧ-диссидентства дошла до России только недавно, на Западе она уже давно умерла. Сейчас вирус со всеми его мутациями хорошо изучен, достаточно много людей живёт с ним, а кто-то от болезни умер. И отрицание — просто психологическая защита. Мол, в мире нет проблем!
- Большинство до сих пор верят, что это заболевание — удел наркоманов, проституток и геев?
- Тема ВИЧ, несмотря на 25-летнюю историю вируса в стране, у нас до сих пор табуирована. Говорить о ней не принято. Это якобы касается только неблагополучных слоёв населения: наркопотребителей, геев, секс-работников. Это один из самых популярных мифов. Но в прошлом году, например, 40% россиян заразились вирусом половым путём, большая часть — гетеросексуальные пары. Есть люди, которые заразились, будучи верными своему единственному партнёру. У нас уровень информированности общества об этой проблеме, путях передачи и способах защиты от ВИЧ очень низкий. Отсюда — нетерпимость, доходящая до жестокости, и множество мифов. Например, что ВИЧ передаётся через укус комара. Или дурацкий миф о том, что по улицам и закоулкам ходят ВИЧ-террористы, обозлённые на весь мир, и колют людей заражёнными иглами. В России, кстати, не зарегистрировано ни одного подобного случая. Миф о том, что презервативы от вируса не защищают, уже настолько бородатый, но еще всплывает. Не единичны случаи, когда родители протестовали против того, чтобы их дети учились в одном классе с ВИЧ-инфицированным ребёнком. У нас был даже случай, когда врачи отказывались делать операцию по удалению мениска человеку с положительным ВИЧ-статусом.
Выйти из сумрака
- Выходит, нашим людям удобнее ничего не знать об этой проблеме?
- Для меня парадокс в том, что когда добровольцы бесплатно приходят в учебные заведения или, принимая участие в массовых уличных мероприятиях, делятся с окружающими своими знаниями о ВИЧ, людей это напрягает. Говорят: «Задолбали, мы и так всё знаем!», будто им насильно пытаются что-то «впарить». А между тем пренебрежительное, брезгливое отношение к людям, живущим с ВИЧ, связано с этим невежеством, которым, как щитом, прикрывается страх смерти. Ведь самый разрушительный миф: «ВИЧ — это смертельный приговор». Во всей Самарской области мне известны только два человека, которые открыли свой ВИЧ-статус, планируют еще несколько человек. Остальные об этом молчат. Боятся, что – общество их не примет. Но ещё важнее, готов ли сам человек принять свой статус. Сейчас нередко консультации ВИЧ-инфицированных проводят люди, сами живущие с этой болезнью. Они на своём примере могут показать, что да, с ВИЧ придётся жить до конца, но жизнь при этом может быть долгой и счастливой. Можно иметь полноценную семью. В Самарской области 98% детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, здоровы! Среди моих знакомых есть множество положительных примеров, как можно жить с ВИЧ и не заморачиваться. Да, люди вынуждены принимать терапию, связанную с ограничениями, побочными эффектами от приема лекарств, но это не мешает им быть счастливыми, успешными, рожать детей, получать удовольствие от жизни. Важно отметить, что люди, живущие с ВИЧ, очень ответственно относятся к своему здоровью. Потому что, как никто, понимают, что именно от них зависит, сколько они проживут. Такое отношение — хороший пример для всех остальных.
- Так, может, пора прибегнуть к более радикальным способам, чтобы открыть обществу глаза на реальное положение дел?
- Только революций устраивать не нужно. Ведь основные задачи - снизить темп распространения эпидемии и обеспечить универсальный доступ к медико-социальным услугам. И каждый должен начать с себя, внести посильный вклад. Нам не нужно придумывать велосипед, примеры других континентов, таких как Северная и Южная Америка, Африка, вселяют надежду. Ну а сегодня необходимо каждому признать, что в Самарской области эпидемия ВИЧ-инфекции, и проблема СПИДа – касается каждого!
СПРАВКА
В 2008 году Михаил окончил СГАСУ по специальности «Менеджер организации». В сентябре 2004 года стал волонтером Фонда «Центр социального развития и информации», где и познакомился с таким явлением, как ВИЧ-инфекция. В 2009 году возглавил Молодежный театр «Light». В октябре-декабре 2010 года прошёл стажировку на базе Иркутского отделения «Российского Красного Креста». Сейчас вместе со своими единомышленниками Михаил реализует разнообразные социально направленные проекты, готовит волонтёрские команды, участвует в работе с осуждёнными.
Смотрите также:
- Властям не удается остановить эпидемию СПИДа в Самарской области: инфицированы уже около 1,5% жителей →
- Добрался до 30-летних. В Самаре ВИЧ вышел из маргинальной среды →
- Незваные гости. Под Самарой обнаружен ядовитый паук-тарантул →